Мои постоянные читатели и зрители знают, что я не из числа пессимистов и всегда отдаю должное отечественному кино. Особенно мне нравятся российские сериалы — в них есть и драйв, и глубина, и отличная актёрская игра. (Если пропустили мои прошлые статьи на эту тему — в конце поста оставлю ссылки.)
Но было бы нечестно с моей стороны делать вид, будто всё идеально. Да, я люблю современные ромкомы, фантастику и ностальгические истории про девяностые. Иногда даже психологические триллеры радуют. Однако есть жанры, в которых у нас системные проблемы. О них и поговорим.
1. Сказки: когда ремейки важнее магии
После оглушительного успеха «Чебурашки» кинематографисты ринулись штамповать сказочные ремейки. Но вместо волшебства получили вторичные, неглубокие истории, сделанные на коленке. «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Домовёнок Кузя», «Огниво» — всё это больше похоже на попытку заработать, чем на искреннее желание рассказать хорошую историю. Жаль, ведь потенциал у сказочных историй огромный. И, кстати, а где оригинальные сценарии?
2. Экранизации классики: между буквой и самовыражением
Проблема в том, что литературная классика совершенна сама по себе, а её экранизация требует не просто пересказа, но и понимания. У нас же часто либо буквально копируют текст (и фильм становится скучным), либо навязывают своё видение (которое заведомо примитивней оригинала, и зрители возмущаются). А уж «осовременивание» и вовсе удаётся крайне редко.
Перечислю 5 ярких экранизаций классики последнего времени. Все они грешат одними и теми же недостатками:
- «Онегин» просто игнорирует проблематику романа в стихах А. С. Пушкина, копирует манеру старого английского фильма 1999 года с Воландемортом в роли Евгения и Арвен в роли Татьяны. Сарик Андреасян радует творческим постоянством дорого-богато снимать вторичное кино.
- «Сто лет тому вперёд» представляет собой самостоятельную от книги историю. Совершенно про других героев, другого возраста, с другими проблемами и антагонистами. Но зато со Сбером.
- «Преступление и наказание»... Нет, лучше уж Сарик Андреасян. Безопасней.
- На мой вкус из всех попыток относительно получился только «Волшебник Изумрудного города». Но если бы взяли более традиционную трактовку, побили бы рекорд «Чебурашки». Современную Элли оценили далеко не все.
3. Фильмы о советской истории: застряли между авторитаризмом и ностальгией
Раньше в кино СССР чаще всего показывали как «империю зла». Потом маятник качнулся в сторону «тогда было хорошо, но власть странная». Сейчас популярен третий путь — «мы показываем частные истории, а политика нас не касается». В результате цельной картины эпохи не получается.
4. Фильмы о древней истории: где бюджет и консультанты?
Такие проекты требуют денег, экспертов и хорошей литературной основы. Но чаще всего выходит либо «игра в средневековье» (как в фильме «Злой город»), либо символические метафоры, от которых историки хватаются за голову.
5. Биографические фильмы: фантазии вместо фактов
Главная беда — сценаристы режут реальные жизни выдающихся людей под шаблоны, меняют фамилии и события, превращая гениев в заурядных обывателей. В итоге биография превращается в «фанфик по мотивам», а значение замечательных людей для истории размывается.
А как вы считаете? В каких жанрах российское кино, на ваш взгляд, ещё не дотягивает?
📌 Предыдущие статьи по теме:
🔹 [Среднее кино, которое мы заслужили. И это хорошо]
🔹 [Почему российские сериалы 2020-х лучше российских фильмов?]
🔹 [«Ландыши. Такая нежная любовь»: смелый сериал 2025 года]