Найти в Дзене

Российское кино в тупике: 5 жанров, где мы снова сели в лужу в 2025-м

Оглавление

Мои постоянные читатели и зрители знают, что я не из числа пессимистов и всегда отдаю должное отечественному кино. Особенно мне нравятся российские сериалы — в них есть и драйв, и глубина, и отличная актёрская игра. (Если пропустили мои прошлые статьи на эту тему — в конце поста оставлю ссылки.)

Но было бы нечестно с моей стороны делать вид, будто всё идеально. Да, я люблю современные ромкомы, фантастику и ностальгические истории про девяностые. Иногда даже психологические триллеры радуют. Однако есть жанры, в которых у нас системные проблемы. О них и поговорим.

1. Сказки: когда ремейки важнее магии

После оглушительного успеха «Чебурашки» кинематографисты ринулись штамповать сказочные ремейки. Но вместо волшебства получили вторичные, неглубокие истории, сделанные на коленке. «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Домовёнок Кузя», «Огниво» — всё это больше похоже на попытку заработать, чем на искреннее желание рассказать хорошую историю. Жаль, ведь потенциал у сказочных историй огромный. И, кстати, а где оригинальные сценарии?

2. Экранизации классики: между буквой и самовыражением

Проблема в том, что литературная классика совершенна сама по себе, а её экранизация требует не просто пересказа, но и понимания. У нас же часто либо буквально копируют текст (и фильм становится скучным), либо навязывают своё видение (которое заведомо примитивней оригинала, и зрители возмущаются). А уж «осовременивание» и вовсе удаётся крайне редко.

Перечислю 5 ярких экранизаций классики последнего времени. Все они грешат одними и теми же недостатками:

  • «Онегин» просто игнорирует проблематику романа в стихах А. С. Пушкина, копирует манеру старого английского фильма 1999 года с Воландемортом в роли Евгения и Арвен в роли Татьяны. Сарик Андреасян радует творческим постоянством дорого-богато снимать вторичное кино.
  • «Сто лет тому вперёд» представляет собой самостоятельную от книги историю. Совершенно про других героев, другого возраста, с другими проблемами и антагонистами. Но зато со Сбером.
  • «Мастер и Маргарита». Что ж, как уже было сказано, проделана большая работа.
  • «Преступление и наказание»... Нет, лучше уж Сарик Андреасян. Безопасней.
  • На мой вкус из всех попыток относительно получился только «Волшебник Изумрудного города». Но если бы взяли более традиционную трактовку, побили бы рекорд «Чебурашки». Современную Элли оценили далеко не все.
«Любовь Советского Союза», постер фильма
«Любовь Советского Союза», постер фильма

3. Фильмы о советской истории: застряли между авторитаризмом и ностальгией

Раньше в кино СССР чаще всего показывали как «империю зла». Потом маятник качнулся в сторону «тогда было хорошо, но власть странная». Сейчас популярен третий путь — «мы показываем частные истории, а политика нас не касается». В результате цельной картины эпохи не получается.

4. Фильмы о древней истории: где бюджет и консультанты?

Такие проекты требуют денег, экспертов и хорошей литературной основы. Но чаще всего выходит либо «игра в средневековье» (как в фильме «Злой город»), либо символические метафоры, от которых историки хватаются за голову.

5. Биографические фильмы: фантазии вместо фактов

Главная беда — сценаристы режут реальные жизни выдающихся людей под шаблоны, меняют фамилии и события, превращая гениев в заурядных обывателей. В итоге биография превращается в «фанфик по мотивам», а значение замечательных людей для истории размывается.

А как вы считаете? В каких жанрах российское кино, на ваш взгляд, ещё не дотягивает?

📌 Предыдущие статьи по теме:
🔹 [
Среднее кино, которое мы заслужили. И это хорошо]
🔹 [
Почему российские сериалы 2020-х лучше российских фильмов?]
🔹 [
«Ландыши. Такая нежная любовь»: смелый сериал 2025 года]