Найти в Дзене

Как анализировать фильмы и книги: 4 ошибки разбора и 1 рабочий метод

Оглавление

Любой творческий человек рано или поздно сталкивается с критикой — либо нас критикуют, либо мы кого-то критикуем. Редакция написанного — та же критика. Но не всякая критика полезна: одни высказывания помогают понять сильные и слабые стороны произведения, а другие лишь провоцируют ссоры и непонимание. Я думаю, важно отличать на берегу неконструктивную критику.

Чтобы разобраться, где здравый анализ, а где пустой спор, достаточно заглянуть в комментарии под обзорами книжных новинок или киноразборами. Там вы легко найдёте все пять основных видов критики. Четыре из них —деструктивны, и только один действительно помогает понять искусство.

Эта классификация не претендует на объективность, она возникла стихийно, в процессе ответов на комментарии в блоге.

Обязательно напишите в комментариях, какие виды критики замечали вы, интересно.

-2

1. Радикальная критика


Принцип:
«Всё либо гениально, либо отстой»

Этот тип критики сводится к жёстким ярлыкам без попытки разобраться. Человеку не важно само произведение — важно вынести вердикт. «Рекомендуешь или нет?» — и никаких полутонов.

Примеры:

  • «Я не люблю Тарковского, Бродского и Асадова» (хотя, скорее всего, критик их даже не читал/не смотрел).
  • «Слышал я вашего Карузо — ничего особенного. Мне Мойша напел».

Здесь часто срабатывает принцип авторитета: вместо того, чтобы самому разбираться, люди доверяют мнению блогеров или «лидеров мнений». Зачем смотреть фильм, если можно просто послушать BadComedian?

-3

2. Сентиментальная критика

Принцип: «Мне зашло — значит, талантливо»

Этот вид оценки основан на личных переживаниях: нравится/ не нравится. Произведение совершенно не потому, что оно хорошо сделано, а потому что откликается в душе.

Примеры:

  • Татьяна Ларина обожала французские и английские сентиментальные романы — они идеально совпадали с её «младенческими мечтами».
  • Кто-то любил авторскую песню за «палатки, свободу и романтику», а если в тексте нет этих мотивов — значит, «не цепляет».
  • Фильмы про супергероев такие суперские.
  • Мы любим рэп, потому что он быстрый и в нём слышны тренды.

Главный маркер такой критики — фразы вроде «Мне зашло» или «Не моё». Но искусство — не только про личные ассоциации. Согласны?

-4

3. Тенденциозная (партийная) критика

Принцип: «Главное — идеология, а не художественность»

Здесь произведение оценивают не само по себе, а через призму социальных, политических или религиозных взглядов.

Примеры:

  • Православная критика: «В этой поэме нет духовности».
  • Неолиберальная критика: «Где-то здесь обязательно спрятан тоталитаризм».
  • Патриотическая критика «Где-то здесь обязательно сидят предатели».
  • Марксистская критика: «Герой недостаточно классово сознателен».
  • Психоаналитическая критика: «Либидо героев недостаточно раскрыто».

Такая заведомая оценка подгоняет искусство под шаблон, игнорируя замысел самого автора.

-5

4. Постмодернистская критика

Принцип: «Автор умер — интерпретирую как хочу»

Здесь читатель/зритель полностью игнорирует авторский замысел и навязывает своё видение. Объясняя это тем, что угадать авторский замысел всё равно невозможно (что, вообще-то, неправда).

Пример:

  • «Я увидел в этом стихотворении / романе то-то» (хотя сам поэт, возможно, имел в виду совсем другое).

Особенно часто этот вид критики можно встретить при анализе произведений, которые кажутся хорошо исследованными. Разумеется, такой подход превращает анализ в игру без правил: если нет критериев оценки, то и спорить бессмысленно.

Георгий Цеплаков специально для издательства "СТиХИ"
Георгий Цеплаков специально для издательства "СТиХИ"

4. Взвешенная критика

Принцип: «Разбираем произведение по слоям»

Это единственный конструктивный подход, который рассматривает произведение комплексно. Критика – это исследование возможностей художественного произведения.

Примеры:

  • В стихотворении может быть слабый ритм, но красивый звукоряд.
  • В фильме может быть шаблонный сюжет, но глубокие персонажи.
  • Экранизация может быть слабой, но кто-то из героев получиться хорошо.

Такой анализ требует декомпозиции: отдельно оцениваем структуру, идеи, эмоциональное воздействие. Только так можно понять реальную ценность произведения.

Вывод:

Настоящий разбор произведения — процесс почти детективный: тут тебе и внимание к деталям, и готовность признать, что автор мог быть умнее и глубже.

Георгий Цеплаков специально для Издательства "СТиХИ"