Что я могу сказать о свежих «Мастере и Маргарите»?
Не о политических высказываниях режиссёра, который свой гонорар давно освоил, не о странной кадровой политике продюсеров фильма и «Фонда кино», а о самом фильме.
Я слишком люблю Булгакова, чтобы свести текущий конфликт к обсуждению только лишь политической ситуации. Поэтому предупреждаю – статья о фильме, который я посмотрел во второй день проката. Постараюсь быть взвешенным.
Понравился ли мне фильм, вы поймёте ближе к концу этой статьи.
Когда в 2016 году мне говорили, что у фильма «Викинг», вышедшего тогда на киноэкраны, несколько вариантов сценария, которые переписывались несколько лет, я недоумевал: настолько слабым казался финальный результат. Этой работы по улучшению сценария практически не было видно!
В новой экранизации «Мастера и Маргариты» сценарий крепкий и мощный, с чем можно поздравить Романа Кантора и его соавтора. Но вот парадокс, который я ощущал при просмотре: чем сильнее раскрывалось действие, чем ясней становилось, что хотели сказать авторы, тем быстрее хотелось выйти из зала (не вышел).
Почему этот парадокс стал возможен? Думаю – из-за выбранного создателями жанрового решения.
Роман М. А. Булгакова, как известно, состоит из трёх переплетающихся, переходящих один в другой планов, стилистически написанных немного по-разному. Это бытовая сатира – московские безобразия Воланда со свитой, мелодрама – отношения Мастера и Маргариты и исторический роман – рассказ о Пилате и Иешуа.
Поэтому читать роман интересно: всё время переключаешься из одной реальности в другую.
Все три булгаковских плана в фильме сведены к какому-то общему знаменателю, больше всего похожего на экранизацию комикса или аниме.
Я считаю, что создатели продолжения «Майора Грома» должны взять уроки у сценаристов экранизации: сложность булгаковского текста органично сведена здесь к идеальному глянцу нейросети.
Да, кажется, весь фильм нарисован в каком-нибудь мидджорни (или что там сейчас вместо?). При чём промпты заданы что надо.
Хорошо ли это? Любопытно, как минимум. Однако… при чём здесь Булгаков?
Художник Денис Лищенко и композитор Анна Друбич создали идеальную картинку и идеальное звучание для идеального комикс-повествования.
Ершалаимские эпизоды смотрятся как превью к компьютерной игре. Пилата, Иешуа и Каифу заставили говорить по-латыни, что добавило веселья. Знаете, как по-латыни будет «игемон»? Угадали, «прокуратор».
Я понимаю, почему авторы так поступили. Они очень надеялись на показы на западе. Изначально у команды продюсеров был контракт с Netflix, который в 2022 году естественным образом отвалился. Поэтому при разработке концепции фильма они и приняли решение в пользу некоторой всеядности картинки, картонности.
Точно такие же картонные фильмы у позднего Никиты Михалкова, который стал снимать в позднем СССР прежде всего для Голливуда, а уже потом для российского зрителя.
Да, это картон. Но картон высшего сорта, первого класса! Мне не жаль эпитетов.
Подобного никогда не было в российском кино, даже не все фильмы Marvel или DC дотягивают до картона такого качества. В любой точке мира это восприняли бы одинаково. Так выверен киноязык, и так адаптирована история.
Если вы любите изданные в Manga краткие пересказы «Преступления и наказания» или «Войны и мира», смело идите – это ваше зрелище, ваш попкорн. Будет вкусно – и точка.
Но даже такой упрощающий подход позволил многим актерам создать убедительные образы.
Те, кто у Булгакова был второплановым и проходным, стали в фильме сложными и интересным. Прасковья Фёдоровна (Я. Сексте), критик Латунский (Д. Лысенков), барон Майгель (А. Гуськов), Алоизий Могарыч (А. Яценко), Берлиоз (Е. Князев), Жорж Бенгальский (И. Верник), следователь (Н. Тарасов), Римский (В. Кухарешин) сыграны в десятку, ничуть не хуже (и уж точно ярче) соответствующих актёрских побед в предыдущих экранизациях.
То же самое можно сказать и о главной тройке героев – Мастере (Е. Цыганов), Маргарите (Ю. Снигирь) и Воланде (А. Диль). Прекрасные актеры, попадающие точно в сценарий. К сожалению, повторю, в сценарий, а не в Булгакова.
На этом плюсы киноверсии, к сожалению, заканчиваются.
Помню, у меня в своё время были вопросы к свите Воланда в сериале В. Бортко (2005). Басилашвили казался слишком степенным, его Воланд был добр и справедлив, Абдулов – был в этой роли вторичным (лучше пересомтреть «Формулу любви»). Филиппенко вместо Азазелло всё также играл Кащея Бессмертного, к тому же заметно постаревшего. Бегемот… ну, вы сами всё понимаете.
В новой экранизации актёры, представляющие подручных Воланда, подобраны… идеально. Колокольников-Коровьев, Полина Ауг – Гелла, Розин-Азазелло даже в трейлере возбуждали воображение. Участие Netflix давало надежду наконец-то увидеть адекватного Бегемота.
Каково же было моё зрительское разочарование, когда большинство романных шуток и сцен с этой гоп-компанией, тех на ком строится в романе весь юмор, из фильма вырезали.
В фильме нет ни шуток с Семплеяровым, ни «штаны коту не полагаются», ни вампира-Варенухи, ни «Протестую, Достоевский бессмертен!», ни даже «Посылали бы лучше Бегемота, он обаятельный».
Да, это лучший из прорисованных котов на данный момент, но… не думал, что это скажу, – Бортко хотя бы попытался. Новый фильм получился не смешным от слова совсем. И Азазелло в нём стопудово обаятельней кота.
Что там говорить – свита Воланда оказалась попросту слита. Как слитыми оказались профессор Стравинский, Иван Бездомный, Стёпа Лиходеев, сыгранные хорошими известными актёрами (оба эпитета не относятся к исполнителю роли Ивана).
И да, на вечере в Варьете зрителям насыпали настоящие деньги. Представляете?
Вообще, главный ужас новой экранизации «Мастера и Маргариты» – АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
Вы увидите альтернативную Москву (как в «Atomic Heart»), альтернативное искусство, альтернативные Патриаршие пруды, альтернативного Булгакова (чтоб вы знали, писателя посадили в психушку, и он выпрыгнул с балкона), альтернативный Союз Писателей, альтернативную Елену Сергеевну.
Голая Маргарита на фоне ноздрей Ленина на построенном на месте Храма Христа Спасителя Съезде Советов? Как вам такое? Есть в этой альтернативности цитировании Ленина, представителей НКВД на балу Воланда, стерильной Москве, нарисованном конструктивизме какая-то отсуствующая даже у Булгакова фига в кармане.
Ну, что тут скажешь? Хорошо, что всё альтернативное, а не альтернативно одарённое. Любителям симулякров зайдёт.