В прошлой статье я уже отмечал, что российское кино в общей массе медленно, но верно выбирается из ямы откровенно плохого уровня в категорию "сносного".
Кому интересно, подробности здесь:
Те, кто регулярно посещает кинотеатры, а не судит о кино по громким обзорам блогеров, наверняка заметили эти изменения. Однако настоящий прорыв произошел в другом сегменте — сериальном. И вот почему.
Сценарное превосходство
Формат сериала сам по себе диктует более ответственный подход к сценарию. Когда нужно удерживать внимание зрителя на протяжении нескольких часов (а то и сезонов), невозможно обойтись одной яркой идеей или эффектной картинкой.
Это заставляет сценаристов глубже прорабатывать характеры персонажей, выстраивать логичные сюжетные линии, избегать откровенно слабых ходов.
Мы получаем истории, которые действительно хочется досматривать. Взять хотя бы "Триггер" — психологический триллер, где каждая серия добавляет новые слои в повествование, или "Кибердеревню" — абсурдную, но удивительно цепкую сатиру на современность.
В кино же до сих пор слишком много либо перегруженных "идеями" артхаусных попыток, либо примитивных поделок "для кассы".
В результате:
✔ Истории становятся глубже — нельзя ограничиться одной идеей, нужно прописывать характеры и развитие сюжета.
✔ Актёры получают более точные задачи — не только от режиссёра, но и от сценариста-шоураннера, который работает в паре с постановщиком.
✔ Меньше «воды» — в отличие от многих фильмов, где сценарий растягивают или, наоборот, сжимают без нужды.
Жанровые открытия
Российские сериалы последних лет нашли себя в нескольких направлениях, где смогли предложить по-настоящему качественный продукт. И фильмы, и сериалы идут по пути "один продукт - несколько жанров", но именно сериальное производство позволяет сделать жанровый микс более безупречным.
- Юмористические проекты вроде "Вампиров средней полосы", "Три плюс три", "Инспектор Гаврилов", "Мамонты" или "Подслушано в Рыбинске" доказали, что можно делать смешное без пошлости на основе разных видов комедии — от семейной до чёрной.
- Психологические триллеры ("Триггер", "Медиатор", "Опасная близость", "Трасса", "Хрустальный") научились создавать чистое напряжение без надуманных поворотов.
- Исторические драмы о 90-х ("Слово пацана", "Лихие", "Аутсорс") задели важные нравственные проблемы, но избежали романтизации криминального прошлого.
- Даже фантастика, антиутопия и киберпанк ("Кибердеревня", "Два холма", "Больше, чем люди") нашли свой узнаваемый, типично русский стиль и формат.
Почему сериалы выигрывают?
У фильмов есть все недостатки сериалов, но меньше достоинств. Потому что главная беда российского кино — в его двойственности.
С одной стороны, есть попытки угодить фестивальному жюри, с другой — желание собрать кассу, "развести" зрителя на билет.
В результате получаются либо перегруженные "авторским видением" ленты, оторванные от зрителя, либо пустые поделки, рассчитанные на один прокатный уик-энд.
Сериалы же, особенно стриминговые, работают на долгую дистанцию. Им важно не просто заманить зрителя, но и удержать его внимание. Это дисциплинирует создателей, заставляет думать о качестве каждой серии, о развитии персонажей, о логике повествования.
🔹 Исключение — киносериалы (например, «Волшебник Изумрудного города»), где важно зацепить зрителя в первой части, чтобы он купил билет на вторую через год, а то и два.
Существует, пожалуй, только один вид фильмов, где природа одной серии не уступает, а порой и превосходит сериальное производство: это городские офисные романтические комедии про любовь и работу ("По барам", "Трезвый водитель", "Хочу замуж", "Любви не бывает" и т.д.).
Сериальные офисные истории иногда побеждают и здесь ("Первый номер", "Ира", "Сёстры"), но всё же короткий формат с небольшим количеством перипетий убеждает в главной идее, на которой держится ромком: любовь возможна.
Проблема опять же только в том, что на такие истории не очень хочется идти в кино, и их смотрят опять на компьютере, как и сериалы.
Что в итоге?
Современные российские сериалы стали своеобразной творческой лабораторией, где отрабатываются новые подходы к рассказыванию историй, пробуются свежие актерские составы, экспериментируют с жанрами.
Кино пока отстает в этом плане, хотя отдельные проекты (вроде франшизы "Последний богатырь") показывают, что потенциал есть.
Вывод: сериалы стали главной силой российского кинематографа
Если хотите увидеть настоящее развитие российского кино — смотрите сериалы. Они уже обогнали фильмы по:
✔ Сценариям
✔ Актёрской игре
✔ Жанровому разнообразию
Фильмам ещё есть куда расти. Но пока лидер — именно сериальная индустрия.
👉 А вы согласны? Какой российский сериал последним вас удивил?