Найти в Дзене

Среднее кино, которое мы заслужили. И это хорошо

Оглавление
«Ночной дозор» (2004). Реж. Т. Бекмамбетов. Считается, что с него начался успех нового русского кино для кинотеатров. Согласны?
«Ночной дозор» (2004). Реж. Т. Бекмамбетов. Считается, что с него начался успех нового русского кино для кинотеатров. Согласны?

Когда-то российское кино было синонимом дурного вкуса. Вспомните нулевые: антисоветская риторика, слабые сценарии, бесконечные «желтые» темы (секс, смерть, криминал), плоская актерская игра.

Режиссеры отчаянно пытались копировать Голливуд, мечтали о Берлинале, Венециане, Каннах — и в погоне за фестивальным успехом теряли связь со зрителем. Получались либо унылые подражания западным жанрам, либо пресловутая «рашка-говняшка», которую невозможно смотреть без чувства стыда.

Сериалы? Сплошные мыльные оперы, примитивные детективы, клоунада в духе «Универа» и бесконечные мелодрамы с шаблонными сюжетами. Казалось, что российский кинематограф застрял в этой яме навсегда.

-2

Но времена изменились

Сегодня российское кино — уже не повод для стыда. Оно стало другим: более внятным, более профессиональным, более нормальным.

  1. Жанры адаптировались под российскую реальность. Больше нет попыток слепо копировать западные образцы — со скрипом, но появились свои, узнаваемые формы.
  2. Сценарии стали крепче. Да, не все фильмы блещут глубиной, но уровень драматургии заметно вырос.
  3. Актеры играют лучше. Исчезла та неестественность, которая раньше резала глаз.
  4. Сериалы перестали быть постыдными. А некоторые продаются за рубеж. А какие-то переснимаются за рубежом. В любом случае теперь многие из них можно смотреть без оговорок «ну, это же просто фон».
  5. Появились новые режиссёры, сценаристы, актёры, за которыми следят профессионалы, а порой и рядовые зрители. А раньше из новых режиссёров был один Шамиров. Ну, и ещё В. Тодоровский, возможно.

Конечно, шедевры рождаются редко. Но современное российское кино — это уже средний уровень, а не дно. И это огромный прогресс.

Почему «среднее» — это хорошо?

Потому что хорошее кино не возникает на пустом месте. Оно вырастает из массы среднего.

Вспомним советский кинематограф: прежде чем появились «Премия» и «Обратная связь» (шедевры производственной драмы), были десятки проходных фильмов вроде «Светлого пути» или «Клятвы». Эволюция неизбежна: сначала должно быть много нормального, затем — хорошего, и только потом — гениального.

То же самое происходит сейчас. Чем больше будет средних фильмов, тем чаще будут появляться хорошие. А чем больше хороших — тем вероятнее рождение настоящих шедевров.

Долгое время они решали, пойдёт ли зритель в кино... Потому что была МАССА плохого кино...
Долгое время они решали, пойдёт ли зритель в кино... Потому что была МАССА плохого кино...

Что делать зрителю?

Раньше стратегия была проста: послушал блогера, узнал, что «всё плохо», и спокойно вычеркнул российское кино из жизни. В этом был определённый смысл.

Теперь так делать нельзя. Кино всё же лучше посмотреть перед тем, как выносить суждение. Потому что в этом потоке уже есть что ловить. Да, придется продираться через средние (а иногда и откровенно слабые) работы. Но если не смотреть вообще ничего — можно пропустить по-настоящему стоящие вещи.

Так что — да, мы заслужили среднее кино. И это отличная новость. Потому что появляется надежда, дальше будет только лучше.

Согласны? Пишите, что думаете о новом русском кино (и сериалах) в комментариях