Когда-то российское кино было синонимом дурного вкуса. Вспомните нулевые: антисоветская риторика, слабые сценарии, бесконечные «желтые» темы (секс, смерть, криминал), плоская актерская игра.
Режиссеры отчаянно пытались копировать Голливуд, мечтали о Берлинале, Венециане, Каннах — и в погоне за фестивальным успехом теряли связь со зрителем. Получались либо унылые подражания западным жанрам, либо пресловутая «рашка-говняшка», которую невозможно смотреть без чувства стыда.
Сериалы? Сплошные мыльные оперы, примитивные детективы, клоунада в духе «Универа» и бесконечные мелодрамы с шаблонными сюжетами. Казалось, что российский кинематограф застрял в этой яме навсегда.
Но времена изменились
Сегодня российское кино — уже не повод для стыда. Оно стало другим: более внятным, более профессиональным, более нормальным.
- Жанры адаптировались под российскую реальность. Больше нет попыток слепо копировать западные образцы — со скрипом, но появились свои, узнаваемые формы.
- Сценарии стали крепче. Да, не все фильмы блещут глубиной, но уровень драматургии заметно вырос.
- Актеры играют лучше. Исчезла та неестественность, которая раньше резала глаз.
- Сериалы перестали быть постыдными. А некоторые продаются за рубеж. А какие-то переснимаются за рубежом. В любом случае теперь многие из них можно смотреть без оговорок «ну, это же просто фон».
- Появились новые режиссёры, сценаристы, актёры, за которыми следят профессионалы, а порой и рядовые зрители. А раньше из новых режиссёров был один Шамиров. Ну, и ещё В. Тодоровский, возможно.
Конечно, шедевры рождаются редко. Но современное российское кино — это уже средний уровень, а не дно. И это огромный прогресс.
Почему «среднее» — это хорошо?
Потому что хорошее кино не возникает на пустом месте. Оно вырастает из массы среднего.
Вспомним советский кинематограф: прежде чем появились «Премия» и «Обратная связь» (шедевры производственной драмы), были десятки проходных фильмов вроде «Светлого пути» или «Клятвы». Эволюция неизбежна: сначала должно быть много нормального, затем — хорошего, и только потом — гениального.
То же самое происходит сейчас. Чем больше будет средних фильмов, тем чаще будут появляться хорошие. А чем больше хороших — тем вероятнее рождение настоящих шедевров.
Что делать зрителю?
Раньше стратегия была проста: послушал блогера, узнал, что «всё плохо», и спокойно вычеркнул российское кино из жизни. В этом был определённый смысл.
Теперь так делать нельзя. Кино всё же лучше посмотреть перед тем, как выносить суждение. Потому что в этом потоке уже есть что ловить. Да, придется продираться через средние (а иногда и откровенно слабые) работы. Но если не смотреть вообще ничего — можно пропустить по-настоящему стоящие вещи.
Так что — да, мы заслужили среднее кино. И это отличная новость. Потому что появляется надежда, дальше будет только лучше.
Согласны? Пишите, что думаете о новом русском кино (и сериалах) в комментариях