Найти в Дзене
Военно-технический сундук

«Мессер» Bf-109 был гораздо лучше английского «Спитфайра», и почему «Спитфайры» «не пошли» на Восточном фронте, хотя наши летчики их хвалили

Английский истребитель «Спитфайр» прекрасно показал себя в боях в небе Западной Европы и оказался не хуже немецкого «Мессершмитта» Bf-109. Однако в то время как Bf-109 показал себя прекрасно и на Восточном фронте, «Спитфайры» в СССР просто «не пошли». А почему именно они у нас «не пошли», если наши летчики к английскому истребителю не имели никаких претензий, и даже хвалили его? До сих пор ведутся дискуссии по поводу того, какой истребитель Второй Мировой войны был лучше – английский «Спитфайр», или германский «Мессершмитт» Bf-109. Мнения разные, но все они базируются только на летных качествах обоих самолетов. Но в целом сравнительных преимуществ или недостатков ни у одного из этих истребителей определено не было. И, вроде бы, все становится на свои места – оба самолета были хороши, и потому сражались на равных. Но на самом деле летные качества нужно сравнивать и для равных условий базирования, а вот тут «Спитфайр» очень сильно проигрывал «Мессершмитту». Руководство советских ВВС этот

Английский истребитель «Спитфайр» прекрасно показал себя в боях в небе Западной Европы и оказался не хуже немецкого «Мессершмитта» Bf-109. Однако в то время как Bf-109 показал себя прекрасно и на Восточном фронте, «Спитфайры» в СССР просто «не пошли». А почему именно они у нас «не пошли», если наши летчики к английскому истребителю не имели никаких претензий, и даже хвалили его?

"Спитфайр" и "Мессершмитт", битва за Англию, 1940 г.
"Спитфайр" и "Мессершмитт", битва за Англию, 1940 г.

До сих пор ведутся дискуссии по поводу того, какой истребитель Второй Мировой войны был лучше – английский «Спитфайр», или германский «Мессершмитт» Bf-109. Мнения разные, но все они базируются только на летных качествах обоих самолетов. Но в целом сравнительных преимуществ или недостатков ни у одного из этих истребителей определено не было.

И, вроде бы, все становится на свои места – оба самолета были хороши, и потому сражались на равных.

Bf-109
Bf-109

Но на самом деле летные качества нужно сравнивать и для равных условий базирования, а вот тут «Спитфайр» очень сильно проигрывал «Мессершмитту». Руководство советских ВВС этот недостаток обнаружило очень быстро, потому 1187 «Спитфайров» Mk.IX, поставленных в СССР в 1944-1945 годах, на фронт не отправлялись, а использовались исключительно в качестве истребителей ПВО.

"Спитфайр" на бетонном аэродроме
"Спитфайр" на бетонном аэродроме

Правда, в 1943-м около 140 «Спитфайров» Mk.V приняло участие в битве над Кубанью, но, хотя наши пилоты эти самолеты хвалили, после окончания боев их тоже отозвали с фронта, заменив «Яками» и «Лавочкиными».

И в чем же тут была проблема?

"Мессершмитт" прекрасно воевал и в пустынях
"Мессершмитт" прекрасно воевал и в пустынях

А проблема в том, что истребитель «Спитфайр» создавался англичанами для нормальных аэродромов с твердым покрытием, каковых на фронте, ясно дело, не было. Поэтому эти неплохие в условиях Западной Европы истребители и отправили в ПВО, где они могли блеснуть своими высотными данными. А на фронте им делать было нечего.

Советский "Спитфайр" IX
Советский "Спитфайр" IX

А вот «Мессершмитт» - это совсем другое дело. Как-то в интервью Би-Би-Си в 1945 году один английский генерал назвал 3 лучших образца оружия войны: английские пушки, русский танк Т-34 и германский истребитель Bf-109. Когда журналист переспросил этого генерала, почему именно 109-й «Мессершмитт», а не «Спитфайр», тот ответил, что «Спитфайр» - хороший самолёт, а вот 109-й - хороший солдат.

Немецкие самолеты были хорошо приспособлены к русским зимам
Немецкие самолеты были хорошо приспособлены к русским зимам

Вот в этом и есть главная ценность любой боевой техники - выполнять задачи в самых неподходящих условиях при постоянном дефиците всего, что можно. По сути, совершенно плевать, как летает самолёт в небе, если его просто невозможно обслуживать в полевых условиях. Например, на Восточном фронте после авианалетов сталинских соколов на немецкие аэродромы, немецкие техники марлей фильтровали моторное масло из разбитых бочек, заливали в свои самолёты и продолжали летать.

Советский "Спитфайр" Mk.V
Советский "Спитфайр" Mk.V

А британские «Роллс-Ройсы» и американские «Эллисоны» клинило даже от мельчайшей пыли в масле, которую было невозможно отфильтровать никакой марлей.

Короче, «Спитфайр» - вообще не фронтовой истребитель. Вот потому после не совсем удачного дебюта на Восточном фронте эти истребители больше не рассматривали как ударную силу над полем боя, а быстро перевели их из ВВС в ПВО как высотный перехватчик.

Советский "Спитфайр" Mk.IX
Советский "Спитфайр" Mk.IX

Эта машина критически требовала гладкой взлетной полосы и высокооктанового бензина. Прикрывать им войска в условиях пыльных кубанских степей было очень тяжело, его место - дальние бомбардировщики перехватывать, вылетая из оборудованных ангарами авиабаз, а не кочевать за фронтом по всяким буеракам и в жару, и в дождь, и в снег, и в мороз.

"Мессер" на Восточном фронте
"Мессер" на Восточном фронте

А «мессер-109» в этих ужасных условиях Восточного фронта проявил себя просто великолепно. Наверное, германским авиаконструкторам, которые занимались авиатехникой, еще задолго до войны были даны установки разработать самолеты не для тепличных условий Западной Европы, а для боевой работы на бескрайних просторах России. «Спитфайры» этих условий не потянули, а вот «Мессершмитты» показали себя прекрасно.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Изучение сбитых немецких и английских самолетов на Западном фронте в 1940 году

Военная транспортная авиация Красной Армии во время Великой Отечественной была малочисленной, но очень эффективной

В 1938 году британцы изобрели «составной самолет» и объявили об этом на весь мир, а в СССР эти системы существовали еще за 7 лет до этого

Американская технология 50-х годов «реактивное крыло» - такая секретная, или просто так же секретно заброшенная?