Найти в Дзене
С книгой в обнимку

Читаем про школу, учеников и учителей

"Школа во всех её проявлениях" - такую тему предложила для завершения марафона "Открой школьную Вселенную!" Аннушка, куратор последней четверти нашего марафона. И мы - Юля "Ветер в книгах", Лена "Кот-книголюб" и я - дружно поддержали идею. Ведь школа - это целая Вселенная! Со своей первой учительницей я познакомилась, когда она пришла к нам в детский сад рассказать о школе, чему мы там научимся. Помню, было такое: Вы узнаете, почему летает самолет, почему распускается цветок. И весь первый класс я ждала, когда же узнаю, почему летает самолет!Но мы почему-то все выводили буковки в прописях и никак не приближались к заявленной теме! Я и сейчас не очень понимаю, почему он летает)). Как рассказать о нашей любимой учительнице Валентине Ивановне? Вот мы стоим на крылечке школы и ещё не знаем, что вытянули счастливый билет. Один на миллион. Она была нашим классным руководителем все 10 лет, потому что по окончании начальной школы не смогла с нами расстаться. Она приходила к заболевшему у
Оглавление

"Школа во всех её проявлениях" - такую тему предложила для завершения марафона "Открой школьную Вселенную!" Аннушка, куратор последней четверти нашего марафона. И мы - Юля "Ветер в книгах", Лена "Кот-книголюб" и я - дружно поддержали идею.

Ведь школа - это целая Вселенная!

Чем была для меня школа

Со своей первой учительницей я познакомилась, когда она пришла к нам в детский сад рассказать о школе, чему мы там научимся. Помню, было такое:

Вы узнаете, почему летает самолет, почему распускается цветок.

И весь первый класс я ждала, когда же узнаю, почему летает самолет!Но мы почему-то все выводили буковки в прописях и никак не приближались к заявленной теме! Я и сейчас не очень понимаю, почему он летает)).

Как рассказать о нашей любимой учительнице Валентине Ивановне? Вот мы стоим на крылечке школы и ещё не знаем, что вытянули счастливый билет. Один на миллион.

1й класс  1979 год. Я во втором ряду вторая слева)
1й класс 1979 год. Я во втором ряду вторая слева)

Она была нашим классным руководителем все 10 лет, потому что по окончании начальной школы не смогла с нами расстаться.

Она приходила к заболевшему ученику домой, чтобы объяснить уроки. Она занималась индивидуально с девочкой с легкой УО, и с девочкой с ДЦП, и мы с ними общались, дружили - наша учительница помогла сделать это общение интересным, подсветив чувство юмора одной и начитанность другой.

К Валентине Ивановне можно было прийти выбрать книгу из её библиотеки. Можно было собраться с девочками на её кухне, чтобы испечь печенье к ярмарке. Набиться чуть ли не всем классом в комнату, пить чай и сочинять репризы к КВН.

Двое из моих одноклассников оставались у Валентины Ивановны на несколько дней, когда родители по каким-то причинам уезжали.

Как она успевала заботиться о своей семье, а её дети хорошо учились, поступили в лучшие вузы, и дома было уютно - загадка.

Я внутренне содрогалась от мысли о контрольной по физике, но идти в школу все равно было комфортно: там подружки и всегда что-то интересное намечается - поход с палатками, поездка в музей, репетиция к празднику...

Спустя 35 лет я всех учителей на этом фото, не задумываясь, назову по именам.

Наш 10й класс. 1989 год.
Наш 10й класс. 1989 год.

И о каждом есть, что вспомнить, но главным учителем осталась Валентина Ивановна. Она учила нас 10 лет и всю свою оставшуюся жизнь.

К ней можно было прийти за советом, отдать ли ребёнка в школу в 6 лет или ещё подождать, поговорить о чем угодно. С ней делились успехами своей взрослой жизни. Она помнила по имени отчеству родителей всех детей, кого учила!

И конечно её заслуга в том, что наш класс был таким дружным. И остается 35 лет спустя. Вместе в горе и в радости.

На фото эпизоды спектакля "Про Федота-стрельца, удалого молодца". Мы поставили его 30 лет спустя и посвятили любимой учительнице. Низкий поклон и светлая память.

Сцены из спектакля. Я в роли Няньки.
Сцены из спектакля. Я в роли Няньки.

Книги о школе, которые я посоветовала для марафона

Я старалась выбирать не самое популярное и не делать список слишком длинным.

Альберт Лиханов "Крёсна"

Что может сделать для своих учеников старенькая учительница, когда идет война? Всё, что в её силах, и это немало, ведь она больше, чем учитель.

Об этой и других повестях советских авторов:

Сергей Снегов "Учительница"

Малоизвестная повесть о молодой учительнице, которая никак не была готова к неустроенному быту, полярной ночи, не говорящим по-русски ученикам:

Дэн Симмонс "Фотография класса за этот год"

Не ожидала, что рассказ в жанре хоррор пополнит мой список любимых книжных учителей:

Роман Сенчин "На будущее"

Загруженность сегодняшних детей, с самого младшего возраста - моя боль. Я бы посоветовала читать этот рассказ всем родителям.

Борис Васильев "Завтра была война"

Моя школьница не читала книгу, но смотрела фильм - такое было задание по истории. Прорыдала полфильма. Из девочек больше всех полюбила Искру.

Ей подруге, наоборот, не понравился фильм - "там одна пропаганда".

Мне нравится уже то, что дети обсуждают, спорят.

Мои впечатления здесь:

Владимир Тендряков "Ночь после выпуска"

Каждая книга Тендрякова - как ледяной душ. В этой повести - и для учителей, и для тех, кто заканчивает школу.

В статье Анны, которой открывается 4я четверть, вы найдете рекомендации моих коллег, а из комментариев почерпнете для себя интересное от участников:

А здесь Юля подробно рассказала о книгах, которые рекомендует она:

Что я буду читать в этой четверти

✅ Владимир Тендряков "Шестьдесят свечей" по рекомендации от Юли "Ветер в книгах"

✅ Наталья Соломко "Белая лошадь - горе не моё" по совету от Анны "Аннушка и масло|книжки 📕"

✅ Георгий Полонский "Ключ без права передачи" вслед за Ольгой Остаевой.

Расскажите, чем была для вас школа. Добавляйте свои рекомендации книг о школьной жизни, учителях и учениках.