Должна признаться: эта книга много лет простояла на моей виртуальной полке "все читали, а я только собираюсь". Более того, я не смотрела фильм, кроме 2-3 отрывков, вырванных из контекста.
И вот в преддверии 9 мая прослушала книгу, посмотрела фильм и до сих пор не могу прийти в себя.
Добрый вечер, дорогие читатели!
Обычно в своих отзывах я стараюсь рассказывать о книгах без спойлеров.
Но сегодня, думаю, у меня нет шансов открыть кому-то неизвестную книгу. Поэтому просто делюсь мыслями, впечатлениями и приглашаю к обсуждению в комментариях.
Подростки предвоенного времени
Именно юные герои повести, ученики 9"Б", остались для меня самыми яркими персонажами. Насколько я поняла, автор писал о своих одноклассниках.
Первое, что поражает - насколько высока у ребят планка требований к себе и другим и как безошибочно они находят верное решение там, где и взрослые теряются.
Если вдуматься, эти ребята - первое поколение, рожденное в только что образованном государстве. Их ещё не старые родители воевали в гражданскую. Эти подростки с младенчества впитывали советскую идеологию, знали, что живут в самом справедливом государстве, окруженном врагами.
Как искренне они поют:
Веди, Буденный нас смелее в бой!
Пусть гром гремит,
Пускай пожар кругом:
Мы – беззаветные герои все,
И вся-то наша жизнь есть борьба!
И тем не менее задаются вопросом: что такое истина? Есть ли непреложные истины? Можно ли ставить под сомнение то, за что пролита кровь?
Мои любимые персонажи в книге
Прежде всего это 3 девочки - такие разные, но в них больше общего, чем кажется на первый взгляд. Не зря они друг к другу тянутся. И все 3 мечтают о любви, хотя и по-разному.
Искра - настоящий лидер, "атаман в юбке". Воспитана матерью-комиссаром, до сих пор живущей давно оконченной гражданской. В книге товарищ Полякова куда жестче, чем в фильме. И только новая война окончательно устранит все разногласия между матерью и дочерью - двумя героинями подполья.
Искра не умеет врать. Никогда не поступит против сердца. Какое оно большое, подтвердят все события повести.
Зиночка - младшая любимая дочка. Не очень умная, живущая чувствами, но среди всей наносной чепухи это чувства добрейшего сердца.
Только Зиночка могла на вздох Люберецкого "Какой тяжелый год!..." ляпнуть от души:
— Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите!
И только взрослая Зиночка на встрече после войны, когда, перечисляя имена погибших учеников, директор Николай Григорьевич не смог совладать с собой, нашлась своим мудрым сердцем:
— А это — мои ребята, Николай Григорьевич. Старший ‑Артем, а младший-Жорка. Правда, похожи на тех, на наших?
Бывший директор обнял ее парней, склоняя к себе их головы, и прошептал:
— Как две капли воды…
Вика - девочка из интеллигентной семьи, привыкшая к достатку и заботе. Отчасти одинокая среди людей. Умная, свободно мыслящая, чуткая. Она видит все лучшее, что есть в Искре и тянется к ней, потому и доверяет тот самый томик Есенина.
Как просто и мудро Вика понимает счастье - любить и быть любимой, жить дружно и счастливо, стать опорой мужу.
Леонид Сергеевич Люберецкий, отец Вики
Помните его рассуждения об искусстве, когда к Вике приходят Искра и Зиночка?
...что касается поэзии в частности и искусства вообще, то мне больше по душе то, где знаки вопросительные превалируют над знаками восклицательными. Восклицательный знак есть перст указующий, а вопросительный - крючок, вытаскивающий ответы из вашей головы. Искусство должно будить мысли, а не убаюкивать их.
"Нет! Искусство должно будить чувства!" - поправляет Зина.
- Зиночка абсолютно права, - сказал Леонид Сергеевич. - Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть.
Верно же. Именно такие книги я люблю.
Точка опоры в хаосе
Вернемся к 9-классникам (как-то неприменимо к ним слово "дети"). Им, выросшим и воспитанным в самом справедливом государстве приходится столкнуться с совершенно невозможной несправедливостью. Арестован Викин отец, крупный авиаконструктор Леонид Сергеевич Люберецкий.
Жизнь ставит ребят перед сложнейшим выбором:
- Человек, которого они считают честным, арестован как враг народа.
- От Вики Люберецкой требуется перед лицом всей школы отречься от отца.
- Вика, не приемля для себя предательства, покончила с собой и рядом нет никого из родных.
- Люберецкий вернулся домой, а дочери нет в живых.
- Любимого директора, не пожелавшего остаться в стороне, исключили из партии.
Как ребятам поступать, когда случается немыслимое? Как не загубить и свое будущее? Как помочь, когда кажется, что ничем тут не поможешь?
Обратиться к взрослым за советом, за помощью? Но взрослые и сами растеряны. Или перестраиваются под новые обстоятельства, как Валендра (а ещё недавно называла Люберецкого гордостью города).
Только в своем сердце приходится искать ответ.
Поэтому Вика не может отречься от отца, хотя и понимает, наверное, что он не вернется и всей правды она не узнает.
Если мы перестанем верить своим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь, ничего. Пустота одна. Одна пустота останется, а мы сами перестанем быть людьми. <...> я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее.
Даже несгибаемая Искоркина мама ради будущего категорически запрещает дочери "устраивать панихиду" на Викиных похоронах. Но Искра возражает ей:
– Ах, мама, мама! Не ты ли учила меня, что лучшее будущее – это чистая совесть?
И потому из всех ребят только Сашка Стамескин не придет на похороны. А Искра будет читать стихи "упаднического поэта" Есенина, которого открыла ей Вика. И Зиночка не подчинится приказу Валендры вернуться за свою парту.
И Николай Григорьевич попросит ребят запомнить на всю жизнь:
Убивает не только пуля, не только клинок или осколок - убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость.
Сердце подсказывает Артёму, когда возвращается Люберецкий:
Ребята, мы должны быть настоящими, понимаете, настоящими! Пошли к нему!
И они бегут, ещё не зная, уместно ли это сейчас, что будут делать, что скажут, какое тут можно найти утешение. Интуитивно, сердцем поступают правильно.
Книга или фильм?
Напомню, что фильм родился из студенческой работы. Юрий Кара, впечатлившись повестью Васильева, снял для курсовой несколько сцен с такими же студентами в ролях 9-классников.
Потом была дипломная работа и приглашенный на просмотр Борис Васильев вышел из зала в слезах и предложил юному режиссеру вместе поработать над сценарием полного метра.
И какой же сильный получился фильм!
Русланова (товарищ Полякова), Никоненко (Николай Григорьевич), на мой взгляд, - 100% попадание в персонажи Васильева, а Ирина Чериченко и Наталья Негода (Искра и Зиночка) - на все 200%.
Приглушенные цвета, будто снимали не в 1987 году.
И тот момент в конце фильма, где ребята вместе с Люберецким смотрят в окно и будто видят там ближайшее будущее: строй солдат, марширующий под песню "Вставай, страна огромная!".
Считаю, книгу нужно читать обязательно, она глубже, фильм не вместил некоторые значимые эпизоды и персонажей либо они воплотились так, как лучше для фильма.
Он так и не смог выговорить фамилии своей связной, губы запрыгали и побелели. <...> Потом он вытер слезы и тихо сказал:
— Жалко что? Жалко, команды у нас нет, чтоб на коленях слушали.
Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал — бывшие ученики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты, одинокие — все как один.
Но и кино на все времена. Именно его кадры, а не иллюстрации из разных изданий повести мне показались самыми уместными в сегодняшней статье.
Читать повесть онлайн бесплатно