Друзья, давайте в День учителя вспомним хорошие книги о педагогах по призванию, по зову сердца. Персонажи по крайней мере 3 повестей не вымышлены.
Виктор Астафьев "Фотография, на которой меня нет"
30-е годы. Мальчик Витя, он же автор Виктор Астафьев, сирота, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне. По болезни он пропускает важнейшее событие в жизни школы и всего села - из города приехал фотограф, чтобы сделать памятную школьную фотографию.
В этом рассказе сразу двое учителей - Евгений Николаевич и Евгения Николаевна, муж и жена. Они не просто деревенские учителя - это настоящие подвижники.
Их работа в селе Овсянка началась в пустой избе, где нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни классной доски. Нет и тетрадок, а карандаш - один на всех. Но они учат.
Учителя организуют по селу сбор утильсырья и на вырученные деньги покупают невиданные вещи - краски, карандаши, переводные картинки. И учебники - по одному на пятерых. А когда кончаются тетрадки, учитель ходит с ребятами в лес и рассказывает, рассказывает...
Учителя организуют в сельском клубе игры, ставят спектакли. К ним можно обратиться за помощью, за советом. И односельчане платят им уважением и тоже помогают - кто свалит тайком воз дров у ворот учителя, кто присмотрит за ребёнком.
Учитель - неслыханное дело - уговаривает приехать фотографа! И остается на память фотография, где лица размером с подсолнечные семечки, но все-таки каждого можно узнать. Её он приносит Вите, которого на фотографии нет.
Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь.
Чингиз Айтматов "Первый учитель"
Чему может научить человек, который сам едва освоил азы грамоты? Оказывается, многому.
Учитель Дюйшен из этой повести приходит в бедный киргизский аил в 1924 году. Здесь он родился, сюда вернулся по комсомольскому заданию, чтобы открыть школу и учить детей.
Школа, учеба, образование - всё это чужие слова для жителей аила, они привыкли жить деревенским тяжелым трудом. И дети должны помогать старшим по хозяйству, а не заниматься всякой ерундой. Никому не нужен этот пришлый выскочка, голытьба.
Вот и родные девочки-сироты Алтынай недовольны, что она по полдня проводит в школе. Вскоре 14-летнюю Алтынай продают замуж в другой аил. Учитель не смог этому помешать, но спасение к девочке придет от него.
Рассказ ведется от лица академика Алтынай Сулаймановны, так она отдает долг своему Учителю.
Я считаю, что это нужно не только нашим землякам, это нужно всем, в особенности молодежи. К такому убеждению я пришла после долгих раздумий. Это моя исповедь перед людьми. Я должна исполнить свой долг.
Валентин Распутин "Уроки французского"
1948 год. Трудное, голодное время.
Герой рассказа, 11-летний мальчик, живет у городской родни, чтобы учиться в школе - в их деревне школа только начальная. Парень способный, вот матери и пришлось отправить его в райценр, хотя и плохо ему там, и голодно.
Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля.
Успеваемость у мальчика отличная, только иностранный язык дается плохо - слова он произносит с деревенским, а не французским прононсом.
Однажды учительница узнает, что он играет на деньги, чтобы покупать себе молоко - доктор велел пить от малокровия.
Лидия Сергеевна пытается подкормить мальчика под видом дополнительных занятий у себя дома, но он быстро смекает, в чем дело, и отказывается наотрез. И тогда учительница решается на непедагогичный поступок. За что ей низкий поклон.
Альберт Лиханов "Кресна"
Анна Николаевна, старенькая учительница из этой повести, начинала работать ещё в церковно-приходской школе. Половине села - полнарода, как здесь говорят - она приходится крестной матерью.
Давно уже школа не церковно-приходская, а советская, давно никто не крестит детей, но своим ученикам Анна Николаевна больше, чем учитель.
Как-то быстро, совершенно не обсуждая эту тему и уж, ясное дело, не сговариваясь, тридцать детских душ — а это очень даже немало — пришли к необъявленному выводу: учиться плохо именно у Анны Николаевны нельзя.
У любого другого учителя можно, а вот у этого — невозможно.
Идет война. Мужчины на фронте, женщины на работе. А дети продолжают учиться, играть, смеяться. Им нужно расти, хорошо питаться, спасаться от цинги.
Каждый день первые 10 минут урока Анна Николаевна отдает неучебному делу - она раздает классу витаминки, купленные на свои небольшие дополнительные доходы - денежную премию за орден. А когда кончаются и эти деньги, продает свое единственное украшение.
Анна Николаевна выясняет, кто что ел дома и подкармливает, как может, самых нуждающихся.
Она придумывает интересную игру, чтобы отвлечь детей от пугающего ожидания очереди в кабинет стоматолога.
Она учит: вы не "класс", вы - Петя, Коля, Наташа, каждый из вас - личность.
Анна Николаевна берет на себя тяжелую ношу - сказать матери своего ученика, что на её старшего сына пришла похоронка.
И прощается с выросшим своим учеником странной фразой:
Она сказала: «А ты живи». Хотя ведь я не обронил ни слова про свою больницу.
И вот живу. Может, хотя бы для того, чтобы рассказать про свою учительницу?
Нашу крёстную.
С праздником вас, настоящие учителя!
Тех, кто работает с детьми по призванию.
Тех, кто за ребёнка, а не за рейтинг школы.
Тех, кого выпускники вспоминают десятилетиями.
И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька.
В. Астафьев "Фотография, на которой меня нет"