Автор: Гэри Илминен
Источник: Centerstand
Классика: 1985 VT500C Shadow
Honda VT500C Shadow 1985 года — стройный, тихий, на жидкостном охлаждении мотоцикл. Это «фабричный кастом» в категории лёгких круизёров.
Honda выпустила поразительное количество дорожных мотоциклов объёмом 500 куб. см. Инженеры находили интересные способы превращать эти 30 кубических дюймов в удовольствие, универсальность, надёжность и, по крайней мере в одном случае, в мощность, выходящую за рамки класса.
С 1973 по 1985 год у меня было шесть Honda 500: рядная четвёрка, параллельный твин, два варианта V-twin и один V4.
1973 Honda CB500K2
Самый старый из шести мотоциклов и одновременно последний приобретённый — CB500K2 1973 года. Я купил его в 2018 году с намерением сделать его своим третьим гоночным байком для Бонневилля — и до сих пор надеюсь довести проект до конца. Даже в процессе реставрации успел покататься, прежде чем полностью разобрал его.
Мотоцикл провёл 17 лет в сухом гараже, так что сначала пришлось привести в порядок базовые вещи: прочистить топливную систему, сменить масло, поставить новый аккумулятор, заменить выхлоп на заводской 4-v-4 и устранить ряд мелочей. Только после этого я завёл его впервые за годы.
Сначала катался по городу на малых скоростях, потом выехал на загородное шоссе, чтобы протестировать работу на ходу. Проехался по всем пяти передачам с умеренным газом — и это подтвердило: байк не зря хвалили с самого первого выпуска в 1971 году. Журнал Cycle назвал его «мотоциклом думающего человека».
Несмотря на длительный простой, K2 быстро вернулся к жизни и удивительно хорошо откликался на газ. Ускорение было резким, мотор тянул ровно и плавно. Я не нагружал тормоза и подвеску до предела, но уже тогда понял — CB500K2 — отличный дорожник. И даже если он никогда не доедет до Бонневилля в классе 500cc P/PC (Classic Production), это всё равно классный мотоцикл.
1975 Honda CB500T
Самый странный и недооценённый из всех моих Honda — CB500T 1975 года.
Проблема в том, что его двухвальный, воздушного охлаждения твин был уже устаревшим на момент выпуска. Оригинальная версия стояла на CB450 1965 года — настоящая сенсация с красной зоной на 10 000 об/мин.
Да, там были вибрации и проблемы с газораспределением, но чёрно-хромовый бак и динамика быстро обеспечили ему прозвище Black Bomber.
К 1975 году Honda увеличила объём двигателя, но одновременно урезала мощность — решение необъяснимое, особенно учитывая, что в линейке уже была более современная четырёхцилиндровая 500-ка.
Кроме того, CB500T получил довольно странную «британскую» внешность: коричневый окрас, тёмно-коричневое сиденье, золотая окантовка и парочка глушителей в стиле «пуля». Получился почти достоверный клон.
Однажды я катался вдоль южного берега Lake Superior и остановился на заправке в Хёрли, штат Висконсин. С противоположной стороны улицы от Dairy Queen ко мне перебежал пожилой мужчина. Устав от бега, он посмотрел на байк и сказал с кока́нским акцентом:
— Егад! Это же Honda! Я бы поклялся, что это Rudge!
За девять лет владения это был единственный случай, когда его приняли за британскую классику. Но если задуматься — сходство есть.
Пресса разгромила CB500T: слабая тяга, плохая динамика, маленький клиренс. Всё правда. Но этот байк не создавался для спорта. Он был для спокойных прогулок и каждодневной езды. Журнал Cycle назвал его «джентльменским».
Мой CB500T был надёжен, лёгок в обслуживании, экономичен и даже нормально заводился зимой в Висконсине.
1982 Honda GL500 Silver Wing
В 2002 году я купил GL500 Silver Wing 1982 года. Когда Honda представила поперечный, жидкостного охлаждения V-твин с толкателями в конце 70-х, я подумал: «Кто будет это покупать?» Но в итоге купил сам.
Одной из самых практичных фишек был съёмный кофр, который можно было заменить на пассажирское сиденье. Очень удобно.
GL500 был тихим, плавным и дружелюбным в управлении. Расход — около 4,3 л/100 км. Он легко держал 120 км/ч весь день, даже в жару, не перегреваясь.
С карданом, задней подвеской с рычажной прогрессией, настраиваемой вилкой и удобным сиденьем, он вполне тянул на полноразмерный турер — только полегче. Единственное, чего не хватало — шестой передачи.
1982 Honda CX500C
Через год я купил CX500C — по сути, это та же платформа, только в круизёрной конфигурации. Задняя подвеска — с двойными амортизаторами. Отличия в моторе минимальны.
У меня он пробыл недолго — отдал старшему сыну.
1984 Honda V30 Magna VF500C
Обычно я не покупаю «мёртвые» байки. Но в 2005 году увидел идеальную с виду V30 Magna 1984 года.
Она стояла под тентом в гараже больше 13 лет, с бензином и аккумулятором внутри. Тормозная и сцепная жидкость превратились в гель. Механик оценил восстановление дороже, чем её рыночная цена.
Но ведь там стоял DOHC V4 на жидкостном охлаждении! Я спросил, сколько за неё.
— 400 баксов, с прицепом. — сказал владелец.
Плохие новости. Я отдал деньги и забрал её.
С заводским мануалом, помощью друзей и кучей проб и ошибок, за два года я восстановил V30 Magna.
По тестам тех лет — 0–60 миль/ч за 3,9 сек, четверть мили за 12,79 сек на скорости 166 км/ч. Красная зона — 11 500 об/мин. Заявленные 62 л.с.
В 2009 году я дал ей попробовать соль Бонневилля. Максималка — 168,4 км/ч, всего 7,5 км/ч до рекорда в классе production. В 2012-м приехал снова, но гонку сорвала погода.
С тех пор я активно на ней езжу. Она быстрая, лёгкая, удобная. С небольшими доработками (кофры, стекло, подножки) — отличный байк на весь день.
1985 Honda VT500C Shadow
Когда появилась возможность взять VT500C 1985 года — я долго не думал. Раньше у меня был VT1100, и тот страдал повышенной вибрацией. У VT500 — коленвал с разнесёнными шейками, он куда мягче работает.
Лёгкий, отзывчивый, 50 л.с., управляется лучше VT1100. Шёл с жёсткими кофрами, я только добавил стекло.
Модель вышла в эпоху «фабричных кастомов»: среднеподнятый руль, сиденье со спинкой, подножки в средней позиции, жидкостное охлаждение, по две свечи на цилиндр, кардан и удобный доступ к сервисным точкам.
Это полноценный круизёр — комфортный, мощный, надёжный и простой в обслуживании.
Хотите сравнение?
- Победитель: 1984 V30 Magna. Технически продвинут, силён, надёжен. И главное — эмоции от Бонневилля. Это мой любимый мотоцикл. Если найду его родственника VF500F Interceptor — куплю.
- Второе место (ничья): 1985 VT500C Shadow и 1982 GL500 Silver Wing. Один — стильный круизёр, другой — практичный турер, но по надёжности, экономичности и управляемости они равны.
- CB500K2 1973 года — пока на стадии реставрации, но уже производит впечатление. Возможно, он станет частью моей «сольной» истории.
- CB500T 1975 года — на последнем месте. Из-за вибраций и слабой динамики второй раз не куплю. Но как винтажный круизёр с британским духом — живёт достойно.
Какой хондой владели? О какой самые тёплые воспоминания?