Русская песня "Во поле береза стояла" далеко не так проста, как может показаться. Задумывались ли вы об истинном смысле этой песне, знакомой практически каждому?..
Впервые ноты и текст песни были опубликованы в сборнике Львова–Прача в 1790 году. В этот же год Радищев упоминает о ней в своём "Путешествии из Петербурга в Москву"...
Новый вариант песни был опубликован в 1825 году в известном журнале под философским названием "Благонамеренный". Профессор Николай Михайлович Ибрагимов написал "Русскую песню" - это был вариант уже существующей "берёзки".
Ибрагимов добавил в композицию куплет о нежеланном замужестве. Подобные мотивы были очень популярны в то время, и их часто добавляли в качестве продолжения к уже готовым стихам и песням. В русской культуре было принято сопровождать действия песнями. В XVIII веке девушек часто выдавали замуж насильно, без их согласия. Ибрагимов решил сделать акцент именно на этом.
В тексте песни рассказывается история молодой девушки, которая вышла замуж за мужчину, гораздо старше нее. Девушка хочет пойти в поле "белую берёзу заломати" и срезать "три пруточка", что бы сделать "три гудочка", а кроме них ещё и балалайку.
Цель всех действий – "Встань ты, мой старый, проснись". То есть, девушка будит мужа и помогает ему привести себя в порядок. В других версиях песни героиня совершает аналогичные действия в отношении молодого парня, своего возлюбленного, или обращается к старику и любимому по очереди.
Почему же главной "героиней" песни стала именно береза? Согласно многочисленным народным пословицам и поверьям (описанным в книге Александра Стрижева "Календарь русской природы"), древние славян считали обнимание березы знаком удачи – это давало силу и радость. Более того, берёза считалась магическим деревом.
Интересно, что в песне березу сравнивают с человеком - ее тонкий ствол часто ассоциировался с худощавым телом молодой девушки, а раскинутые ветви напоминали девичьи косы. Есть у березы и сережки, или цветы, которые по-русски называются серьгами, потому что они напоминали древним русским о девичьих аксессуарах.
Берёза почиталась на Руси издавна, её считали защитницей от зла, болезней и нечистой силы, а также считали, что это дерево связано с душами умерших. Поэтому во время празднеств дома украшали берёзовыми веточками или срубленными деревцами, а девушки проводили свои обряды с участием берёзы.
Кроме того, когда в деревнях праздновали языческие славянские праздники Семик и Русальная неделя, то именно береза являлась символом ритуального торжества. В Русальную неделю почитали русалок и утопленниц, в Семик — усопших, чей дух не может успокоиться и бродит по земле (в их числе жертвы убийц, суицидники, утопленники, ведьмы, колдуны и так далее).
В ходе такого обряда березу заламывали, ствол пригибали к земле и заплетали с травой. Этот процесс и упоминается в строчках "Я ж пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю". Следом девицы сажали на дерево чучело кукушки и водили хороводы, пока не наступал час духовного единения и пиршества.
Грубо говоря, в песне описано нечто вроде старославянского Хеллоуина, который приходился на весну. Поминание неверных, грешных мертвецов и тех жутковатых духов и демонов, в которых они обратились и скитаются вокруг.
В припеве "Люли-люли" кто-то слышит призыв языческих божеств любви и плодородия Ладу и Леля. Другие же исследователи находят созвучие с христианским молебным кличем "Аллилуйя!" ("Восхвалим Господа!"). Таким образом, тоскливая песня о девичьей любви буквально превращается в саундтрек загадочного мистического ритуала.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: