Найти в Дзене

Часы для извозчика: петербургская история

В Петергофе возвышается примечательная часовая башня, чья история начинается в 1721 году. Именно тогда Петр I основал Петергофскую Императорскую фабрику, первоначально специализировавшуюся на изготовлении и обработке самоцветов.

Стоит отметить, что фабрика славилась не только ювелирными изделиями. Мраморные работы, созданные талантливыми русскими и зарубежными мастерами, до сих пор украшают интерьеры Исаакиевского собора и фонтаны Петергофа.

Рубиновые звезды Кремля – и на этот раз Москва не участвовала в их создании! Они были изготовлены именно здесь, на Петергофском часовом заводе.

Производством часов здесь занялись уже при Николае II, с 1895 года. Здесь же появились первые часы для извозчиков – своего рода предвестник технического прогресса.

С наступлением 1899 года, каждый петербургский извозчик был обязан использовать специальные часы. Власти создали трудности для извозчичьего сословия, существенно усложнив возможность заработка сверх установленной нормы.

Чтобы предотвратить завышение цен столичными извозчиками, были введены тарифы, зависящие от времени. Дневной тариф составлял 20 копеек за 15 минут и 60 копеек за час. Ночной тариф, действовавший с полуночи до семи утра, был несколько выше: 30 копеек за 15 минут и 90 копеек за час.

За ожидание пассажира у вокзала, театра или ресторана добавлялось 15 копеек к тарифу.

Часы крепились на спине извозчика, чтобы пассажир мог видеть стоимость и время поездки. Это был прообраз современного таксометра.

Нововведение обернулось проблемой для многих извозчиков. Даниил Петрович, владелец "таксопарка" с шестьюдесятью "водителями кобылы", заметил, что его доходы упали в несколько раз. Извозчики клялись, что работают честно, используя новые часы. Не выдержав убытков, Даниил Петрович лично проверил работу своих извозчиков.

Он начал с Федора Степановича, опытного извозчика, работавшего на него более 15 лет. Взяв пассажира в 8 утра у Знаменской площади, Федор Степанович возил его полдня. При оплате пассажир заплатил всего 40 копеек. Аналогичная ситуация происходила и с другими извозчиками. Пассажиры были довольны, а извозчики – озадачены и расстроены.

После месяца тщательных проверок своих работников, Даниил Петрович, вооружившись хронометром, навестил своего друга – знатока часового дела.

Мастер быстро нашел решение проблемы, объяснив, что эти часы, как и любые другие, нуждаются в ежедневном заводе перед началом работы. Только в этом случае они будут функционировать правильно и приносить доход, а не убытки.

-2

Проведя обучение и убедившись в исправности механизма, Даниил Петрович посоветовал кучерам для увеличения прибыли не спешить и ехать медленнее, объясняя это принципом "время идет, деньги капают".

Совет был принят к исполнению, что привело к неожиданным последствиям: извозчики стали довольными, а клиенты – крайне недовольными, не желая платить за такую медленную поездку. В оправдание извозчики ссылались на новые ограничения скорости.

Были организованы патрули для контроля за соблюдением скоростного режима, согласно которому скорость не должна была превышать 10 верст в час. Обгон важных персон был строго запрещен.

За превышение скорости наказывали кнутами, а иногда и ссылкой. Первый свод правил для извозчиков, известный как "Извощичий билет", был опубликован в 1784 году.

Петербургский извозчик
Петербургский извозчик

В среде извозчиков существовала своя иерархия, отраженная в гильдиях.

"Ваньки" представляли собой наиболее доступный вариант – скромные одноконные повозки, отличавшиеся простотой и низкой ценой. "Голубчики" предлагали более презентабельный сервис: парные упряжки, намек на комфорт, и, соответственно, более высокую стоимость. Существовали и ломовые извозчики, специализировавшиеся исключительно на грузоперевозках.

Вершиной же извозчичьего мастерства были "лихачи". Тройка лошадей, безупречный внешний вид – они брали за свои услуги в разы больше, чем "Ваньки", подавая это как великое одолжение. Там где "Ванька" брал 30 копеек, лихач просил 5 рублей.

И "лихачи", и "Ваньки" зачастую не владели ни лошадьми, ни повозками, работая на владельца и сдавая ему выручку в конце дня, порой не без утайки.

Отдыхали извозчики в предназначенных для них трактирах. Несмотря на строгий запрет на алкоголь (который не всегда соблюдался), они обожали горячий чай и просиживали часами за самоваром.

Трактиры обязательно оборудовались специальными стоянками для лошадей, о чем свидетельствовала табличка с указанием количества мест: "Столько-то колод на столько-то лошадей".

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: