«С успехом пришли все атрибуты, и мы перепробовали каждый из них. Наркотики, путешествия, женщины. Наши жизни изменились навсегда»: Погружаемся в бурную историю Black Sabbath – группы, которая сделала больше всех для рождения хэви-метала.
Не будь Black Sabbath, не было бы и хэви-метала в том виде, в котором мы его знаем.
(Примечание: Эта статья основана на материале Metal Hammer 2012 года, когда группа готовилась к очередному воссоединению. Некоторые детали относятся к тому периоду, но суть истории и влияния группы остается неизменной).
Споры о том, кто или что положило начало хэви-металу, вероятно, не утихнут никогда. Но для тех, кто ценит эту музыку, культуру и образ жизни, есть только одна группа, которая по праву может считаться истинным прародителем всего, что нам дорого.
Музыкальные элементы, слившиеся в тот жизнеутверждающий грохот, который звучит по всему миру уже более полувека, можно отследить и раньше: от первобытного блюза дельты Миссисипи и бунтарского рок-н-ролла 50-х до психоделических экспериментов пионеров фузз-эффекта вроде Blue Cheer и Джими Хендрикса.
Но правда в том, что сама суть хэви-метала впервые нашла свое подлинное выражение в том самом бессмертном риффе к заглавной песне дебютного альбома Black Sabbath, который обрушился на ничего не подозревающий мир 13 февраля 1970 года. Этот жуткий, роковой переход от G к D♭ (ключевые ноты печально известного "дьявольского интервала", тритона!) привнес в рок-музыку беспрецедентный уровень зловещей атмосферы, жути и предчувствия беды. Это был звук блюзовых корней бирмингемской четверки, пропущенный через туманную, дезориентирующую оккультную призму.
«На нас повлияли The Beatles, а на Тони [Айомми] – The Shadows», – объясняет басист Гизер Батлер. «Они вдохновили нас заниматься музыкой. Корни нашей музыки уходят в блюз и психоделику. Когда мы только собрались, мы играли в основном блюзовые вещи – Скипа Джеймса, Роберта Джонсона, Вилли Диксона, Джона Ли Хукера... Мы наращивали аудиторию, играя в блюз-клубах и барах Бирмингема и везде, где нас принимали, но постепенно вводили в сет свои собственные песни, и с большим успехом!»
После Black Sabbath рок-н-ролл уже никогда не звучал прежним. Излишне говорить, что без этой песни, этой группы и феноменального наследия, созданного ими в 70-е (и позже), большая часть музыки, о которой мы говорим, просто не существовала бы. Однако уникальный подход группы прижился не сразу, и первоначальная реакция критиков на теперь уже классический дебютный альбом была в основном разгромной.
«Нам было плевать», – заявляет Оззи Осборн. «Я был просто счастлив, что у нас вышла пластинка. Оглядываясь назад, это отличный альбом. А с успехом пришли все атрибуты, и мы перепробовали каждый из них. Наркотики, путешествия, женщины. Наши жизни изменились навсегда!»
Black Sabbath важны, потому что важен хэви-метал. Вслушайтесь в эти риффы, мелодии, тексты и неотразимые грувы – и вы услышите звук нашего драгоценного мира: тяжелый, душевный, вдохновляющий, неостановимый и столь же актуальный сегодня, как и прежде.
«Мы никогда не были медийной группой, скорее группой, о которой узнавали по сарафанному радио», – говорит Гизер. «Так что с интернетом, iTunes и YouTube мы, вероятно, были бы сейчас успешнее, так как нам не пришлось бы полагаться на радио или MTV, чтобы о нашей музыке узнали... Главное отличие, помимо легкости коммуникации, – это то, как пишутся песни. Сейчас у всех есть средства записи... а у нас не было. Катушечные магнитофоны были чудовищно дорогими, поэтому каждую песню приходилось запоминать! Хотел бы я, чтобы у нас была возможность записывать наши джемы тогда. Там наверняка было много интересного! Бизнес-сторона тоже изменилась. Люди теперь знают, что нужно консультироваться с юристами и бухгалтерами... а крупные лейблы неохотнее дают шанс оригинальной музыке, полагаясь на коммерчески безопасные варианты».
История воссоединений: взлеты и падения
Волнение по поводу возможного воссоединения оригинального состава Sabbath началось еще в августе 2011 года, когда бирмингемская газета подтвердила, что группа решила собраться для репетиций и записи. До этого и Оззи, и Гизер уклончиво отрицали такие планы, но слухи не утихали. Тони Айомми сначала опроверг информацию, заявив, что журналист использовал старую цитату, но и он не отрицал категорически возможность воссоединения.
Фанаты имели все основания надеяться, ведь группа уже воссоединялась раньше. Первая эра оригинального состава закончилась после альбома 1978 года Never Say Die, когда Оззи был уволен из-за своего, скажем так, нестабильного поведения. Билл Уорд позже назвал атмосферу в группе «токсичной».
Но Sabbath выжили, пригласив Ронни Джеймса Дио. Это был умный ход, и альбом Heaven And Hell (1980) ознаменовал возрождение группы, хоть и с другой атмосферой. Вклад Дио неоспорим.
Тем не менее, статус оригинального состава оставался священным. В 1992 году Оззи, Гизер, Тони и Билл впервые публично воссоединились в конце одного из "прощальных" сольных концертов Оззи. Это привело к разрыву с Дио (который только что выпустил мощный Dehumanizer), но посеяло семена для полномасштабного реюниона в 1997 году для Ozzfest. Сначала на барабанах был Майк Бордин из Faith No More (из-за занятости Билла Уорда), но в итоге полный состав вышел на сцену в Бирмингеме. Эти концерты легли в основу альбома Reunion (1998), куда вошли и два новых трека. В последующие годы группа несколько раз собиралась для фестивалей и даже пыталась записать новый альбом с Риком Рубином, но безуспешно – в том числе из-за внезапной славы Оззи как звезды реалити-шоу The Osbournes.
Реюнион 2012: Новая надежда и новые преграды
Вернемся в 2011 год. Смерть Ронни Джеймса Дио в 2010 году поставила точку в проекте Heaven And Hell (с Тони, Гизером и Винни Апписи). Но когда одна дверь закрывается, открывается другая. 11 ноября 2011 года в лос-анджелесском клубе Whisky A Go Go четверо оригинальных участников Black Sabbath объявили о воссоединении для концертов и записи нового студийного альбома – первого за 34 года. Учитывая силу недавних работ участников (альбом Heaven And Hell The Devil You Know и Scream Оззи), новость вызвала шквал восторга. Объявление о хэдлайнерстве на фестивале Download в Великобритании взорвало фанатов от радости.
Но в мире Sabbath все не бывает просто. 2012 год начался с двух ударов:
- Болезнь Тони Айомми: В январе стало известно, что у Тони диагностирована лимфома на ранней стадии. Мир рока и метала обрушил на икону волну поддержки. Из-за лечения запланированный мировой тур был отменен (кроме Download, где должен был выступить Ozzy And Friends), а запись перенесли из Калифорнии в Лондон, чтобы Тони был ближе к врачам.
- Конфликт с Биллом Уордом: В том же январе Билл Уорд заявил, что не сможет участвовать в реюнионе из-за неудовлетворительных условий контракта. Группа ответила, что вынуждена продолжать без него, но "дверь всегда открыта".
Несмотря на трудности, к весне 2012 появились и хорошие новости. В марте Тони сообщил, что лечение идет хорошо, и он надеется выйти на сцену летом. Работа над новым альбомом продвигалась, были написаны "отличные новые треки". В мае было объявлено о выступлении на фестивале Lollapalooza в Чикаго и о разогревочном шоу в Бирмингеме (билеты на которое разлетелись за 10 минут).
Тем временем шли спекуляции о замене Билла Уорда. Назывались Майк Бордин, Томми Клафетос (барабанщик Оззи) и Винни Апписи (который позже отказался). Любопытно, что имя Билла Уорда снова появилось в официальном составе на странице группы в Фасяbook, давая надежду на положительный исход. (Примечание для читателя: В итоге на альбоме "13" и в туре играл Брэд Уилк из Rage Against the Machine, а позже Томми Клафетос).
Непреходящее влияние: Корни всего тяжелого
Если кто-то сомневается в фундаментальной важности Sabbath для тяжелой музыки (и не только), достаточно взглянуть на огромное количество признаний от знаковых фигур сцены. Их музыкальное влияние не имеет себе равных.
«В плане текстов я больше всего горжусь песнями вроде War Pigs, A National Acrobat, Spiral Architect, Hole In The Sky и After Forever», – говорит Гизер. «Трудно выбрать любимую... Но в музыкальном плане я бы, наверное, выбрал Black Sabbath. Это была наша первая полностью оригинальная песня, она суммировала личность и настроение группы и задала стандарт для нашего будущего творчества».
«Для меня это должна быть Paranoid», – говорит Оззи. «На протяжении всей моей сольной карьеры и с Sabbath я всегда заканчивал шоу этой песней. Играть ее сейчас так же здорово, как и тогда, когда мы ее только написали».
Все стоящее, что произошло в хард-роке и хэви-метале с конца 60-х, несет в себе следы ДНК Sabbath. Их влияние слышно повсюду: от пионеров метала Judas Priest и Iron Maiden, трэш-революции Metallica, Slayer и Megadeth, и непокорного хардкор-панка Black Flag и Discharge до всего гранж-движения 90-х (Nirvana часто называли Sabbath главным источником вдохновения), мрачных грувов и смелых экспериментов ню-метала, и, конечно, каждой стоунер-рок или дум-метал группы. Блэк-метал, дэт-метал, трэш, грайндкор, металкор, джент... назовите любой жанр – так или иначе, все дороги ведут к первоисточнику всего тяжелого.
Музыка Black Sabbath продолжает звучать свежо, энергично и одухотворенно, бросая вызов времени. Каждое новое поколение фанатов, открывающее для себя хэви-метал, поддерживает яркое пламя Айомми, Батлера, Осборна и Уорда. Оно не угасает, яростно актуально, бессмертно.
«Я и не знал, что мы были праотцами метала!» – признался Оззи Metal Hammer в 2012 году. «Когда я делал Ozzfest, я не осознавал, какое влияние мы оказали на молодые группы. Я горжусь уже одним этим... Долгое время я этого не осознавал, думал, все просто прикалываются, понимаете? Но сейчас мне очень комфортно с ребятами и песнями, которые мы пишем. Воссоединение всегда было где-то на заднем плане. Оно всегда было возможно».
Они принадлежат нам, а мы – им. Black. Fucking. Sabbath. Они нужны нам больше, чем когда-либо.