Найти в Дзене
DEMIDOV

Оккупанты надеялись, что театр поможет их пропаганде, но артисты подпольно взращивали любовь к Родине: история театральной группы «Сокол»

Оглавление

Искусство - мощное оружие влияния на умы. Не удивительно, что во время Великой Отечественной войны именно артисты театра и эстрады стали опорой и помощниками наших бойцов, поднимали боевой дух, а зачастую и сами являлись участниками боевых действий. Большая ответственность лежала на артистах оккупированных городов - тех мест, где фашистская пропаганда велась особенно активно, а противостоять ей открыто было смертельно опасно. То была возможность проявить весь свой актерский талант, ведя двойную жизнь и аккуратно доносить до людей правду, важную информацию, вдохновлять на сопротивление. Такую сложную задачу поставили себе простые театральные работники Симферополя и несколько лет тайно служили на благо страны и своего народа.

Подпольщики

С ноября 1941 года Симферополь находился в оккупации фашистских войск. В городе действовало несколько подпольных групп. И одну из них организовали театральные служащие. Хоть название «Соколы» и появилось уже после войны, но это название хорошо отражает действия группы. Организаторами стали главный художник Симферопольского театра Николай Барышев и актриса Александра Перегонец. В группе состояли актеры и актрисы, костюмеры и машинисты сцены, бутафоры, уборщица и даже 15-летний ученик художника. Помимо работников театра в группу входили неравнодушные жители города - простые работники и творческие личности. Всего в подполье входило около 60 человек.

Актерское мастерство во время войны

Нацисты планировали использовать театр в своих целях, поэтому старались подкупить актеров. Неугодных же расстреливали. Так в декабре 1941 года немцы расстреляли актера Якова Смоленского, который несколько раз играл Ленина еще до войны. А Анатолий Добкевич - заслуженный артист РСФСР и местная знаменитость наотрез отказался сотрудничать с гитлеровцами, за что и распрощался с жизнью. Он понимал, что уважаемый человек мог значительно повлиять на других сограждан. Это знали и немцы, поэтому выбора было всего два: стать предателем или умереть за свою Родину. Анатолий выбрал благородный путь, проявил свое мужество и патриотизм.

Для своей пропаганды нацисты разрешили (и даже приказали) театру приступить к работе. И в мае 1942 года Симферопольский театр драмы и комедии распахнул свои двери, а подполье получило возможность вести активную работу. Билеты на те самые агитационные представления продавались в первую очередь самим немцам.

В театре сразу же появилась студия для молодежи. Под прикрытием работы в массовке артисты спасали молодежь от угона в Германию. Многие молодые юноши и девушки присоединялись к действию самого подполья.

Они распространяли листовки, доставляли партизанам информацию, оружие и продукты. А ученик художника Олег Савватеев смог раздобыть очень важную и секретную информацию у фашистов - список объектов для минирования перед возможным отступлением. Эта информация помогла сохранить много культурно значимых объектов при освобождении города от оккупации.

За все время оккупации участники подполья так и не поставили ни одного антисоветского спектакля. Подполье способствовало сокрытию тех, кто был обречен на расстрел, помогали им уходить в леса. В квартире актеров супругов Дмитрия Добросмыслова и Зои Яковлевой «поселился» немецкий офицер. Пока он находился на службе, подпольщики могли прослушивать по его приемнику важную и нужную подполью информацию, собирали сводки с фронта. За хорошие отношения с немцами Добросмыслова невзлюбили горожане, они не знали, что актер так добывает ценные сведения для советских войск и партизан.

-2

Важную роль связующей с партизанами сыграла уборщица театра - Прасковья Ефимова. Она заботилась о партизанах и снабжала их необходимыми теплыми вещами, ватниками и валенками из тайного хранилища театра.

Благодаря машинисту сцены Павлу Чечеткину были спасены 5 тысяч уникальных театральных костюма с большой историей, которые могли быть вывезены в Германию. Многие из них еще до революции хранились в Ливадийском императорском дворце. Это настоящие сокровища, которые актеры используют и по сей день.

Подполье организовало больше 40 крупных диверсий и создало целую карту города с местоположением военных объектов оккупантов. А количество собранных разведданных за все время работы подполья насчитывалось сотнями.

Немного до свободы

Город освободили в апреле 1944 года. Однако гестапо взяло след подпольщиков еще в марте. Постепенно, одного за другим фашисты арестовывали театральщиков. Первым был арестован студиец Владлен Батаев. За ним схватили машиниста сцены Чечеткина и уборщицу Ефимову. Через 5 дней арестовали актеров Добросмыслова, Яковлеву и Перегонец. Следом взяли главного художника Барышева, ученика Савватеева и костюмера Озерова.

Буквально за три дня до освобождения города, после допросов, подпольщиков повезли на расстрел. Каждый из них держался так долго, но им не хватило всего пару дней…

-3

Во время эксгумации по позе Барышева и Савватеева стало понятно, что перед смертью художник развязал руки и обнял ученика. Актер Добросмыслов, по отличию ранения, похоже, обернулся в последний миг - решил высказаться своим палачам. А ведь они могли выжить: когда начались массовые аресты, советское руководство советовало «соколам» уйти в лес, но театралы остались и защищали свой город до самого конца.

Из театральной группы выжило только двое - бутафор Андрей Карлов и костюмер Елизавета Кучеренко. Погибших похоронили с почестями. До сих пор улицы города носят их имена. Вскоре после войны был поставлен спектакль в их честь, написана книга и снят фильм. А на здании Симферопольского театра можно увидеть большую мемориальную доску.

-4

Актеры театра внесли большой, хоть и невидимый, вклад в Победу. Фронтовые бригады артистов прошли с Красной Армией весь путь от Москвы до Берлина, выступали на передовой и переносили все тяготы наравне с бойцами. Всего в фронтовых бригадах было задействовано около 40 тысяч актеров и артистов всевозможных жанров и мастей. Они показали больше 1,3 миллиона спектаклей и концертов. Фронтовые бригады побывали в каждой части. А после таких встреч солдаты проще и увереннее шли в бой. Артисты, рискуя своими жизнями, использовали свои таланты для защиты своей страны и ее будущего, оставив после себя наследие, которое будет вдохновлять будущие поколения.

#театрвовсем

-5