Искусство - мощное оружие влияния на умы. Не удивительно, что во время Великой Отечественной войны именно артисты театра и эстрады стали опорой и помощниками наших бойцов, поднимали боевой дух, а зачастую и сами являлись участниками боевых действий. Большая ответственность лежала на артистах оккупированных городов - тех мест, где фашистская пропаганда велась особенно активно, а противостоять ей открыто было смертельно опасно. То была возможность проявить весь свой актерский талант, ведя двойную жизнь и аккуратно доносить до людей правду, важную информацию, вдохновлять на сопротивление. Такую сложную задачу поставили себе простые театральные работники Симферополя и несколько лет тайно служили на благо страны и своего народа.
Подпольщики
С ноября 1941 года Симферополь находился в оккупации фашистских войск. В городе действовало несколько подпольных групп. И одну из них организовали театральные служащие. Хоть название «Соколы» и появилось уже после войны, но это название хорошо отражает действия группы. Организаторами стали главный художник Симферопольского театра Николай Барышев и актриса Александра Перегонец. В группе состояли актеры и актрисы, костюмеры и машинисты сцены, бутафоры, уборщица и даже 15-летний ученик художника. Помимо работников театра в группу входили неравнодушные жители города - простые работники и творческие личности. Всего в подполье входило около 60 человек.
Актерское мастерство во время войны
Нацисты планировали использовать театр в своих целях, поэтому старались подкупить актеров. Неугодных же расстреливали. Так в декабре 1941 года немцы расстреляли актера Якова Смоленского, который несколько раз играл Ленина еще до войны. А Анатолий Добкевич - заслуженный артист РСФСР и местная знаменитость наотрез отказался сотрудничать с гитлеровцами, за что и распрощался с жизнью. Он понимал, что уважаемый человек мог значительно повлиять на других сограждан. Это знали и немцы, поэтому выбора было всего два: стать предателем или умереть за свою Родину. Анатолий выбрал благородный путь, проявил свое мужество и патриотизм.
Для своей пропаганды нацисты разрешили (и даже приказали) театру приступить к работе. И в мае 1942 года Симферопольский театр драмы и комедии распахнул свои двери, а подполье получило возможность вести активную работу. Билеты на те самые агитационные представления продавались в первую очередь самим немцам.
В театре сразу же появилась студия для молодежи. Под прикрытием работы в массовке артисты спасали молодежь от угона в Германию. Многие молодые юноши и девушки присоединялись к действию самого подполья.
Они распространяли листовки, доставляли партизанам информацию, оружие и продукты. А ученик художника Олег Савватеев смог раздобыть очень важную и секретную информацию у фашистов - список объектов для минирования перед возможным отступлением. Эта информация помогла сохранить много культурно значимых объектов при освобождении города от оккупации.
За все время оккупации участники подполья так и не поставили ни одного антисоветского спектакля. Подполье способствовало сокрытию тех, кто был обречен на расстрел, помогали им уходить в леса. В квартире актеров супругов Дмитрия Добросмыслова и Зои Яковлевой «поселился» немецкий офицер. Пока он находился на службе, подпольщики могли прослушивать по его приемнику важную и нужную подполью информацию, собирали сводки с фронта. За хорошие отношения с немцами Добросмыслова невзлюбили горожане, они не знали, что актер так добывает ценные сведения для советских войск и партизан.
Важную роль связующей с партизанами сыграла уборщица театра - Прасковья Ефимова. Она заботилась о партизанах и снабжала их необходимыми теплыми вещами, ватниками и валенками из тайного хранилища театра.
Благодаря машинисту сцены Павлу Чечеткину были спасены 5 тысяч уникальных театральных костюма с большой историей, которые могли быть вывезены в Германию. Многие из них еще до революции хранились в Ливадийском императорском дворце. Это настоящие сокровища, которые актеры используют и по сей день.
Подполье организовало больше 40 крупных диверсий и создало целую карту города с местоположением военных объектов оккупантов. А количество собранных разведданных за все время работы подполья насчитывалось сотнями.
Немного до свободы
Город освободили в апреле 1944 года. Однако гестапо взяло след подпольщиков еще в марте. Постепенно, одного за другим фашисты арестовывали театральщиков. Первым был арестован студиец Владлен Батаев. За ним схватили машиниста сцены Чечеткина и уборщицу Ефимову. Через 5 дней арестовали актеров Добросмыслова, Яковлеву и Перегонец. Следом взяли главного художника Барышева, ученика Савватеева и костюмера Озерова.
Буквально за три дня до освобождения города, после допросов, подпольщиков повезли на расстрел. Каждый из них держался так долго, но им не хватило всего пару дней…
Во время эксгумации по позе Барышева и Савватеева стало понятно, что перед смертью художник развязал руки и обнял ученика. Актер Добросмыслов, по отличию ранения, похоже, обернулся в последний миг - решил высказаться своим палачам. А ведь они могли выжить: когда начались массовые аресты, советское руководство советовало «соколам» уйти в лес, но театралы остались и защищали свой город до самого конца.
Из театральной группы выжило только двое - бутафор Андрей Карлов и костюмер Елизавета Кучеренко. Погибших похоронили с почестями. До сих пор улицы города носят их имена. Вскоре после войны был поставлен спектакль в их честь, написана книга и снят фильм. А на здании Симферопольского театра можно увидеть большую мемориальную доску.
Актеры театра внесли большой, хоть и невидимый, вклад в Победу. Фронтовые бригады артистов прошли с Красной Армией весь путь от Москвы до Берлина, выступали на передовой и переносили все тяготы наравне с бойцами. Всего в фронтовых бригадах было задействовано около 40 тысяч актеров и артистов всевозможных жанров и мастей. Они показали больше 1,3 миллиона спектаклей и концертов. Фронтовые бригады побывали в каждой части. А после таких встреч солдаты проще и увереннее шли в бой. Артисты, рискуя своими жизнями, использовали свои таланты для защиты своей страны и ее будущего, оставив после себя наследие, которое будет вдохновлять будущие поколения.
#театрвовсем