Сразу 3 проекта ОАК (Ил-114, Суперджет, МС-21) в 2025 году приближаются к моменту окончания сертификации. Разворачивается их серийное производство. Как и было обещано, в этом году мы будем отслеживать состояние дел отечественного авиапрома в ежеквартальном режиме.
ЛМС-901 "Байкал"
- Министр промышленности Антон Алиханов сообщил в марте о том, что на текущий момент изготовлено три образца самолёта "Байкал", на импортных силовых агрегатах выполнено 174 полета. При этом уже готовы 2 опытных отечественных двигателя ВК-800 и воздушного винта АВ-901. Разработчику самолёта "даны рекомендации по улучшению характеристик", доработанная машина проходит лётные испытания.
- Несмотря на шумиху о закрытии проекта, поднятую в СМИ, Минпромторг подтвердил, что "Байкалом" по-прежнему занимается УЗГА. В настоящее время УЗГА сосредоточено на работах по замене иностранной силовой установки ЛМС-901 «Байкал» на отечественный двигатель ВК-800 и воздушный винт АВ-901, и получении сертификата типа. В 2024 году конструкторской документации на двигатель ВК-800 присвоена литера «О», что означает, что конструкция двигателя подтверждена испытаниями.
ЛМС-192 "Освей"
- Со слов Дениса Мантурова проект "Освей" продвигается по утверждённому плану. В апреле должен быть представлен технический облик самолёта.
ТВРС-44 "Ладога"
- Завершаются стендовые испытания двигателя ТВ7-117СТ-02, начатые в 2024 году. Для лётных испытаний на питерском заводе "ОДК-Климов" изготавливаются 4 опытных двигателя. Первые 2 двигателя запланированы к отгрузке на УЗГА во 2-м квартале для установки на первый лётный экземпляр ТВРС-44.
- Самарский завод «Авиакор» завершил сборку фюзеляжа первого опытного образца регионального турбовинтового самолета ТВРС-44 «Ладога». Фюзеляж отправлен в Екатеринбург для дальнейшей сборки самолёта.
Ил-114-300
- НИИ "Плазма" холдинга "Росэлектроника" в феврале передал ОАК партию разрядников Р-86 для самолёта Ил-114-300. Устройства защитят бортовое оборудование от ударов молний и мощных электромагнитных импульсов.
- Опытный Ил-114 (борт 54115) выполняет очень насыщенную программу сертификационных испытаний. В первом квартале борт совершил 37 полётов (9 - в январе, 15 - в феврале, 13 - в марте). За год с момента первого полёта борт выполнил 100 полётов общей продолжительностью более 280 часов. На сегодня им выполнены более 20% сертификационных полётов. При сохранении текущих темпов окончание сертификации Ил-114-300 ожидается в октябре.
- 31 марта, в день рождения Сергея Ильюшина, впервые поднялся в небо третий опытный самолёт Ил-114-300 (заводской 1001, бортовой 54116). Полёт продолжался 30 минут. Был выполнен парный проход бортов 54115 и 54116 над взлётной полосой в Луховицах. В ближайшее время борт должен присоединиться к выполнению сертификационной программы.
- На конец марта в производстве (Луховицы, Московская область) находятся 6 серийных самолётов Ил-114-300 с заводскими номерами с 1002 до 1007. Два планера собраны, на них идёт установка систем и агрегатов. 4 борта находятся в стадии сборки и изготовления отдельных отсеков.
Суперджет
- Производственный центр «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре - место рождения всех Суперджетов, отметил 20-летний юбилей.
- Первый серийный Суперджет второго поколения (заводской 97004) поставлен под ток в феврале.
- Опытный Суперджет с российскими системами (борт 97021) выполнил 8 сертификационных полётов (5 - в январе, 2 - в феврале, 1 - в марте). В том числе выполнены полёты на испытание радиовысотомеров и оценку безопасности посадки на скоростях меньше минимально допустимых. На сегодня выполнено 20% обязательной сертификационной программы.
- 17 марта 2025 года второй опытный Суперджет (заводской 95157, бортовой 97012) впервые поднялся в воздух на новых отечественных двигателях ПД-8. Самолёт находился в воздухе около 40 минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты до 3000 м. Уже 20 марта борт выполнил второй испытательный полёт. В этот раз самолёт провёл в воздухе 2 часа 4 минуты, поднявшись в два с половиной раза выше, чем во время первого полёта. Проверена работа двигателя на высоте 7600 метров. Осуществлены выключение и успешный запуск двигателей в воздухе, что является одним из важных этапов испытаний. 31 марта борт выполнил третий испытательный полёт.
- В конце марта ОДК отгрузила в Комсомольск-на-Амуре дополнительный комплект двигателей ПД-8 для проведения сертификационных испытаний в составе Суперджета. Двигатели уже установлены на опытный борт 97003, который по планам должен взлететь в апреле.
- На конец марта в производстве находятся 22 серийных Суперджета. 2 борта собраны полностью и уже прошли наземные отработки с двигателями ПД-8 на лётно-испытательной станции. 10 планеров уже собраны, на них идёт установка систем и агрегатов. Остальные 10 бортов находятся на стадии сборки.
МС-21
- Специалистами ГосНИИАС и ПАО «Яковлев» проведена интеграция российского самолётного оборудования на новом полунатурном стенде «Электронная птица», который будет использоваться в рамках сертификационных работ для расширения сертификата типа на самолёт МС-21-310. В новом стенде реализован комплекс имитаторов радиотехническим систем, обеспечивающий возможность проведения стендовых испытаний радиотехнических систем навигации, посадки, наблюдения и связи путём моделирования окружающей радиообстановки в реальном времени. Наземные сертификационные испытания импортозамещённого комплекса бортового оборудования планируется начать в апреле 2025 года.
- Росавиация подтвердила работоспособность типовой конструкции двигателя ПД-14 без ограничений в условиях обледенения.
- В феврале ОДК отгрузила в Иркутск очередную партию двигателей ПД-14.
- Опытный МС-21 (борт 73054) выполнил 4 полёта (2 - в январе, 2 - в марте). В январе борт провёл в воздухе более 8 часов для оценки эффективности противообледенительных процедур на различных высотах и этапах полёта.
- В начале феврале на 6-м опытном МС-21 (заводской 0013, бортовой 73057) завершена проверка системы электроснабжения самолёта под током.
- 10 марта Росавиация внесла изменения в производственный сертификат "Яковлева", дополнив его разрешением на серийный выпуск самолётов МС-21. Компании также разрешили выпуск комплектующих для МС-21, а именно - многофункциональный индикатор, интегрированную вычислительную систему и бортовой брандмауэр.
- В марте сдан в эксплуатацию новый корпус Иркутского авиационного завода. Корпус построен специально для цеха станочной оснастки и пресс-форм (№232) и отдела механизации и автоматизации производства (№320). Общая площадь трёхэтажного здания составила 12 811 м², в нём будут работать порядка 200 человек.
- На конец марта в производстве находятся 14 серийных самолётов МС-21 с заводскими номерами с 0014 до 0027. Из них 9 планеров уже собраны, на них идёт установка систем и агрегатов. Остальные 5 находятся в стадии изготовления отдельных отсеков и промежуточной сборки.
Ту-214
- Новый Ту-214 (бортовой RA-64535, заводской 035), отправившийся в свой первый полёт 27 декабря 2024 года, готовится к передаче заказчику - Минпромторгу. В марте самолёт перелетел в Минск, где был окрашен в новую стильную ливрею.
- Летающая лаборатория Ту-214 (борт 64509) выполнил за три месяца 21 испытательный полёт (5 - в январе, 11 - в феврале, 5 - в марте).
Ил-96
- 27 марта авиакомпания Sky Gates пополнила свой авиапарк вторым грузовым самолётом Ил-96-400Т. Борт с регистрацией RA-96101 восстановлен в Воронеже после 11-летнего простоя. Борт с именем "Вячеслав Саликов" уже прибыл на базу в аэропорт Жуковский.
Вертолёты
- В январе "Вертолёты России" передали российским авиакомпаниям 14 вертолётов Ми-8-МТВ-1. Из них 10 машин отправились в "Ютэйр".
- В январе Росавиация сообщила о выдаче сертификата типа двигателю ВК-650В, который предназначен для вертолётов Ансат, Ка-226Т и Ми-34.
ИТОГИ
Главным событием первого квартала 2025 в российском авиапроме безусловно стал первый полёт Суперджета с двигателями ПД-8.
Мини-рейтинг продвижения авиапроектов пока выглядит так.
Лидеры - Суперджет, Ил-114, МС-21, Вертолёты;
Середнячки - Ту-214, ТВРС-44 "Ладога";
Отстающие - Байкал, Освей, Ил-96.
Чтобы не упустить важные новости российского авиапрома подписывайтесь на наш Телеграм-канал.