Трудности с произвольным вниманием, речью и саморегуляцией являются весомыми причинами отложить поступление ребёнка в школу до семи лет. Об этом в беседе с Москвой 24 рассказала детский психолог Елена Бурьевая.
Она объяснила, что умение читать и считать не всегда свидетельствует о готовности к учёбе, так как развитие интеллекта может опережать созревание нервной системы, что значительно осложнит образовательный процесс.
По мнению специалиста, один из главных факторов школьной зрелости — способность ребёнка контролировать эмоции. Это необходимо хотя бы для того, чтобы адекватно воспринимать замечания учителя. Например, если педагог указывает на ошибку, ребёнок должен уметь спокойно отреагировать, не впадая в истерику и не проявляя агрессии. Одним из индикаторов эмоциональной зрелости, по словам психолога, является реакция малыша на проигрыш в настольных играх. Если он капризничает, плачет и расстраивается, это может свидетельствовать о недостаточной готовности к школе.
Эксперт отметила, что важно проверить уровень произвольного внимания ребёнка. Для этого можно дать ему простое задание, например, попросить принести ложку с кухни. Если ребёнок отвлекается по пути и не выполняет просьбу, это может указывать на недостаточно развитые навыки концентрации, и в таком случае стоит обратиться к нейропсихологу.
Ещё одним важным критерием готовности к школе является речь. Если ребёнка понимают только близкие родственники, сначала необходимо поработать с логопедом. Иначе у него могут возникнуть серьёзные проблемы в общении с учителем и одноклассниками.
Для объективной оценки подготовки к первому классу психолог рекомендует составить список школьных обязанностей и проверить, насколько ребёнок с ними справляется.
«Например, ему надо будет внимательно слушать учителя и делать то, что он просит. И здесь вопрос, насколько он воспринимает информацию, может ли сосредотачиваться. Если малыш всё время куда-то убегает и не в силах сконцентрироваться, тогда точно надо ещё подождать», — заявила она.
Кроме того, важно, чтобы ребёнок был готов к школе и в бытовом плане: мог самостоятельно одеваться и ходить в туалет.
Бурьевая подчеркнула, что многие нейропсихологи и неврологи советуют отправлять детей в школу после семи лет, когда они становятся более уверенными, самостоятельными и менее тревожными. В этом возрасте им легче адаптироваться к учебному процессу и справляться с новыми нагрузками.
Ранее психолог Диана Машкова рассказала, как детские травмы могут разрушать будущее.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ