Найти в Дзене
Motorsport.com Россия

Почему Haas провалила первую гонку сезона и резко ожила на второй

Стать за одну неделю в четыре раза лучше? У американской команды Формулы 1 это получилось. На первой гонке сезона, Гран При Австралии, лучший из ее гонщиков был на финише 19-м. А на гонке в Шанхае через неделю - уже 5-м! Как же так вышло? Обозреватели сайта The Race Скотт Митчелл-Мальм и Джон Ноубл посвятили выступлениям команды пару материалов (вот этот и вот этот), информацию из которых мы свели в единый текст. На открытии сезона в Австралии гонщики команды Haas стали последними и в квалификации (19-й и 20-й), и в гонке (13-й и 14-й).
Аяо Комацу, руководитель команды: “Это была большая неожиданность. Предсезонные тесты прошли неидеально, но мы не сталкивались ни с чем, даже приблизительно похожим на эти проблемы. И когда наши машины проехали первые круги в первой тренировке, я подумал, что на обоих что-то сломалось или какие-то настройки случайно выкрутили не в ту сторону”. Проблемой для болида VF-25 были быстрые повороты. В частности, в одной связке 9-го и 10-го поворотов (торможен
Оглавление

Стать за одну неделю в четыре раза лучше? У американской команды Формулы 1 это получилось. На первой гонке сезона, Гран При Австралии, лучший из ее гонщиков был на финише 19-м. А на гонке в Шанхае через неделю - уже 5-м! Как же так вышло?

Обозреватели сайта The Race Скотт Митчелл-Мальм и Джон Ноубл посвятили выступлениям команды пару материалов (вот этот и вот этот), информацию из которых мы свели в единый текст.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК У HAAS В АВСТРАЛИИ

На открытии сезона в Австралии гонщики команды Haas стали последними и в квалификации (19-й и 20-й), и в гонке (13-й и 14-й).

Аяо Комацу, руководитель команды: “Это была большая неожиданность. Предсезонные тесты прошли неидеально, но мы не сталкивались ни с чем, даже приблизительно похожим на эти проблемы. И когда наши машины проехали первые круги в первой тренировке, я подумал, что на обоих что-то сломалось или какие-то настройки случайно выкрутили не в ту сторону”.

Проблемой для болида VF-25 были быстрые повороты. В частности, в одной связке 9-го и 10-го поворотов (торможение до 3-й передачи и 130 км/ч с последующим разгоном по дуге до скорости, близкой к максимальной) Эстебан Окон разом терял три-четыре десятых. И по сравнению не с лидерами, а с пилотами команда-середняков. Даже на квалификации, после того как Haas провела определенную работу над настройками, на апексе 10-го поворота француз был примерно на 10 км/ч медленнее соперников. Ему приходилось дольше сбрасывать газ и даже слегка подтормаживать, чтобы стабилизировать норовящую заскользить машину.

Аяо Комацу“Столь ужасной ситуацию делало сочетание двух факторов - того, как генерируется прижимная сила задней частью болида, и нестабильностью потока, изменениями его конфигурации и колебаниями уровня прижимной силы из-за этого. Испытания в аэродинамической трубе показывали, что на определенной скорости машина в этой аэродинамической конфигурации должна генерировать заметно больше прижима, чем прошлогодняя. А в реальности в 10-м повороте на этой скорости уровень прижимной силы был на прошлогоднем уровне”.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Попытки найти хоть какой-нибудь баланс сделали машину чуть более стабильной в быстрых поворотах, но ухудшили ее поведение на других участках трассы - в частности, болид VF-25 по итогам уик-энда оказался самым медленным на прямой и стал хуже проходить медленные повороты.

ПОЧЕМУ HAAS НЕ ОБНАРУЖИЛА ПРОБЛЕМУ РАНЬШЕ

Казалось бы, столь серьезная проблема просто обязана была всплыть на тестах. На деле же все в целом логично. Во-первых, на тестах Haas не первый год предпочитает работать с большим количеством топлива в баке и на более жестких шинах. В то время как в квалификации бензина “на донышке” - и поведение машины может заметно отличаться.

Во-вторых, автодром в Бахрейне, где проходили тесты, отличается от трассы в Мельбурне по конфигурации. Если на трассе Гран При Австралии есть сразу несколько скоростных дуг, то в Бахрейне в абсолютном большинстве случаев машина разгоняется с колесами, поставленными прямо. По словам Окона, кое-какие слабые симптомы проблем с управляемостью на высоких скоростях проявлялись и на тестах - но они не выглядели серьезным поводом для беспокойства.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Аяо Комацу“В отдельные моменты мы зафиксировали колебание уровня прижимной силы, но быстро его устранили. И стали работать по исходной программе, со средней или большой топливной загрузкой. Если бы мы поняли серьезность проблем, то сделали бы больше коротких серий кругов с минимумом топлива и без активации DRS - потому что именно в таких условиях в Австралии машина вела себя хуже всего.

В Бахрейне есть быстрые повороты, но они отличаются от тех, что стали для нас проблемными зонами в Мельбурне. К примеру, 6-й поворот - быстрый, но не затяжной, диапазон скоростей по мере его прохождения невелик. А 12-й поворот затяжной, но и там почти нет разгона - к этому моменту болид уже почти достиг максимальной скорости, на которой и проходит изгиб.

Именно в 12-м были кое-какие симптомы. И сейчас Эстебан рвет на себе волосы - считает, что должен был сильнее привлечь наше внимание к этому моменту. Но в том повороте не терялось время - поэтому никто и не сделал акцент на неприятных симптомах”.

Теоретически выявить этот момент можно было еще в процессе создания машины. С помощью вычислительной гидродинамики и даже анализа данных испытаний в аэродинамической трубе. Однако, судя по словам Комацу, для этого нужно весьма продвинутые инструменты анализа данных и симуляций - инструменты, которые есть у топ-команд Формулы 1, но не у Haas.

ЧТО ПОМОГЛО HAAS БЛЕСНУТЬ В КИТАЕ

Само собой, невозможно было рассчитывать, что к Гран При Китая успеет разработать какие-либо детали, которые помогли бы сделать VF-25 стабильнее на высоких скоростях. Ведь две первых гонки сезона разделяла всего неделя. Комацу в паддоке трассы в Шанхае выражал надежду, что первые меры могут быть приняты к Гран При Японии (третья гонка сезона, пройдет через выходные). А комплекс полномасштабных работ по устранению эффекта, с новым циклом исследований и испытаний - и в аэродинамической трубе, и методами вычислительной гидродинамики, - принесет результаты только “еще через несколько гонок”.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Но благодаря чему Haas смог удачно провести гонку в Шанхае, если конфигурация машины на этом этапе не отличалась от австралийской?

Конечно, для начала команда плотно погрузилась в процесс анализа настроек, пытаясь с их помощью хотя бы минимизировать неприятный эффект.

Эстебан Окон: “По словам Аяо, парни мало спали и редко ели, так как не могли отвлечься от процесса. Было много встреч, было высказано много мыслей и мнений - и все при этом были крайне откровенны. Каждый выкладывался полностью в попытках найти решение. И оно того стоило.

Мы понимали, что мы не до конца раскрыли потенциал машины. Я не рассчитывал, что мы добьемся мощного прогресса - но кое-что у нас получилось. И радует то, что даже после этого Гран При у нас еще остается запас для прогресса”.

Но гораздо более важную роль сыграли особенности трассы в Шанхае. Во-первых, там нет затяжных поворотов с разгонами на дуге - таких, как связка 9-го и 10-го в Альберт-парке. Во-вторых, за прошедший год на китайской трассе поменяли покрытие. Новый гладкий асфальт позволял выставить небольшой дорожный просвет - в то время как в Мельбурне асфальт более неровный и требует поднимать болиды выше. А при небольшом дорожном просвете колебания в уровне прижимной силы были намного меньше.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Что касается самой гонки, то если не считать 2-х дисквалифицированных пилотов, Эстебан Окон опередил 4-х пилотов. Обоих гонщиков Racing Bulls - благодаря меньшему числу пит-стопов, Элбона - благодаря более раннему пит-стопу, а Антонелли - непосредственно на трассе.

Оливер Берман на пути к финишу отыграл 7 позиций. На первых кругах воспользовался неприятностями Хюлкенберга и Алонсо, также опередил обе машины Racing Bulls благодаря тактике одного пит-стопа против двух, Стролла обошел с помощью более раннего пит-стопа, а Сайнса и Гасли обогнал в борьбе.

Аяо Комацу“Мы выжали из ситуации максимум. Но проблему не устранили. Просто особенности трассы не дали ей проявиться. Поэтому наш результат в Шанхае никак не меняет программу дальнейших действий”.

ЧЕГО HAAS ЖДАТЬ ОТ БЛИЖАЙШИХ ГОНОК

Далее в календаре идут три подряд азиатских гонки - в Японии (6 апреля), Бахрейне (13 апреля) и Саудовской Аравии (20 апреля). Асфальт на всех трех треках сравнительно ровный - на Сузуке он недавно был частично переложен, - скоростные повороты с долгим разгоном на дуге тоже являются скорее исключением. Поэтому нового провала вроде бы ждать не приходится. Но руководитель Haas высказывается осторожнее.

Аяо Комацу“Сузука не будет для нас легкой прогулкой, это точно. Не думаю, что проблемы будут столь же серьезными, как в Мельбурне - но могут же быть, не так ли?”

--

Другие наши материалы по итогам Гран При Китая:
-
что тормозило Норриса и McLaren в целом в Шанхае
-
почему Лиам Лоусон был так плох в первых двух гонках сезона

Также о ситуации в Haas мы писали перед началом сезона:
-
деньги и люди: американская команда Ф1 идет на взлет?