Найти в Дзене
Motorsport.com Россия

Деньги и люди Haas: американская команда Формулы 1 идет на взлет?

Оглавление

За один год результативность этой команды выросла почти в пять раз: 58 очков за сезон `2024 против 12 годом ранее (и 7-е место в Кубке конструкторов против 10-го). Мечтать о столь же мощном прогрессе и в этом сезоне, наверное, наивно - но в любом случае американский коллектив будет начинать очередной чемпионат в позитивном настроении. И источником позитива для Haas является отнюдь не только прошлогодняя результативность.

Этот материал представляет собой пересказ двух материалов Алекса Калинаускаса на сайте Autosport. Оригинальные тексты на английском языке можно прочитать вот тут и вот тут.

Прошло немало времени с тех выходных, когда трасса в Остине принимала Гран При США 2023 года - и по не очень веселому совпадению именно американский этап чемпионата продемонстрировал весь масштаб проблем в единственной в пелетоне американской команде.

На ту гонку Haas привезла большой комплект обновленных элементов - причем сделала это впервые за весь сезон. Команда рассчитывала, что обновления помогут остановить уже ставшие привычными, но мало кого радовавшие шатания - от впечатляющей скорости в квалификации до полного провала в гонке. Однако попытка использовать решения, подсмотренные у чемпионских болидов Red Bull не принесли ровным счетом никакого результата.

В следующее межсезонье у команды сменился руководитель - Гюнтер Штайнер уступил этот пост инженеру Аяо Комацу, много лет проработавшему в Формуле 1 [в том числе как инженер-телеметрист Виталия Петрова во время выступления россиянина в Renault/Lotus]. По завершении первого сезона на столь важной должности японец вспомнил, насколько тяжелой была ситуация по ходу позапрошлого года. В частности, вспомнил, что бессмысленность работы над тем самым пакетом для Остина была очевидна - настолько безнадежной была машина в целом.

-2

“Я был по-настоящему счастлив, когда с машиной 2024 года у наших конструкторов и инженеров появился шанс сделать шаг вперед, и они сделали этот шаг, - рассказал Комацу во время недавней встречи с журналистами на британской базе. - И сделали это те же самые люди, о которых раньше говорили, мол, Haas не в состоянии улучшить свою машину. Да, это они работали над неудачным пакетом обновлений для Остина. Но ни у кого из них не было желания делать тот пакет. И, наверное, это был самый сложный, самый тяжелый момент за время моей работы в команде”.

КАДРОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Haas частенько создает заметные инфоповоды в межсезонье - то представит расцветку заметно раньше всех, то проведет вот такой неожиданный сеанс общения с прессой (он оказался очень в тему в январе, когда и писалась эта статья). Но в это раз интересным было не только выбранное время, но и информация, которой руководитель коллектива смог поделиться. Ведь если год назад главные события развивались вокруг единственного, главного в команде поста, теперь сам Комацу может и должен заняться работой с кадрами. В прошлое межсезонье он сознательно решил не погружаться в ряд проблем, оставшихся в наследство от предыдущего периода истории команды - главным была работа над машиной, чтобы прогресс в результатах не дал владельцу Haas потерять к ней интерес. Сейчас же Комацу вносит серьезные изменения в состав той части коллектива, которая работает непосредственно на гонках.

“Год назад я понимал, что у нас все отнюдь не идеально, - поясняет Комацу. - Но мы - небольшая команда, у которой нет особого запаса, в том числе кадрового. И мне пришлось в какой-то момент четко и даже жестко сказать: да, у нас есть проблемы, но их решение надо отложить до более подходящего момента, а сейчас - работать с тем, что имеем. Иначе команда рискует просто развалиться. Так что, мы год работаем с нынешним составом инженеров - и только потом начинаем его оптимизацию”.

-3

В прошлом году конструкторский штаб Haas проявил себя достойно - и во многом обеспечил продолжение истории коллектива в Формуле 1, построив гораздо более удачную по конструкции и заметно более быструю машину, чем годом ранее. В новом сезоне позитивную роль должен также сыграть приход Франческо Ненчи, ранее работавшего в Toyota, Sauber и Marussia - он займет пост, на котором раньше работал Комацу и станет своего рода связующим звеном между конструкторами на базе и инженерами на трассе.

Но при этом в прошлом году в борьбе за 6-е место в Кубке конструкторов Haas уступила Alpine всего 7 очков. По мнению руководителя, этого вполне можно было избежать, если бы не ошибки по тактике и не разного рода “заусенцы” по ходу гоночного уик-энда. И одна из ключевых целей Комацу сейчас - переформатировать команду так, чтобы резко уменьшить число потерянных очков.

При этом, если раньше в большинстве случаев приходилось думать о повышении уже имеющихся сотрудников и поиске людей на низшие позиции, теперь и стабилизация финансовой ситуации, и рост авторитета команды позволяет привлекать со стороны состоявшихся специалистов. К примеру, оба новых гоночных инженера - Лора Мюллер (на фото вместе с Эстебаном Оконом) и Роман О’Хара - и ранее работали в Haas, а вот первый в истории команды главный гоночный стратег Карин Криделих пришла не просто из одной из команд-соперниц, а из чемпионской Red Bull.

-4

ДЕНЬГИ И ПРОЕКТЫ

По словам Комацу, нынешний год станет первым, когда Haas сможет прожить без каких-то дополнительных инвестиций со стороны владельца. Впервые с момента введения потолка расходов у команды достаточно денег, чтобы упереться в этот потолок. Благодаря лишним (точнее, далеко не лишним) 30 миллионам призовых за 7 место в Кубке конструкторов и контракту с концерном Toyota. Теперь коллектив может позволить себе то, чего раньше никогда не делал - к примеру, в планах на этот сезон есть тесты с использованием болидов предыдущих лет. Также уже принято решение по созданию на британской базе нового симулятора.

Численность персонала по-прежнему заметно меньше, чем у конкурентов (330 против порядка 1 000 в топ-командах), но это - естественное следствие тесного сотрудничества с компаниями-партнерами, Dallara и Ferrari. Впрочем, и в этой сфере нашлось место новшествам - впервые Haas не собирается использовать в конструкции своего болида тот же набор базовых решений, который будет использовать Ferrari. В частности, ожидается, что “Скудерия” предпочтет переднюю подвеску с тянущими штангами, в то время как Haas собирается сохранить схему с толкающими штангами. По мнению Комацу, при совершенствовании машин с нынешней аэродинамической конфигурацией опасно делать резкие движения. Тем более, в сфере, напрямую связанной с дорожным просветом - параметром, который является одной из ключевых вводных с точки зрения эффективности днища при создании прижимной силы.

Цель команды на новый сезон - 6-е место в Кубке конструкторов. Это ниже, чем 5-е в 2018 году, но Комацу хочет добиться от коллектива стабильности, от которой можно оттолкнуться и поступательно прогрессировать. Раньше у команды были серии лишь из двух 8-х и двух 9-х мест подряд - и даже два подряд сезона, в которых шла борьба за 6-ю позицию, Аяо сочтет серьезным достижением.

-5

Таким образом, Haas демонстрирует позитивные симптомы впервые с 2018 года, когда угодил в своеобразную спираль регресса. Но переоценивать эти симптомы было бы большой ошибкой. Никто не может сказать, что его команде гарантированы те или иные результаты, а у ценных специалистов всегда могут оказаться свои приоритеты и цели. К примеру, в конце прошлого года Haas покинул менеджер Петер Кролла, который пользовался немалым уважением в коллективе. Замену его команда нашла в лице Марка Лоу, раньше уже работавшего в Haas и теперь вернувшегося в роли первого в истории команды спортивного директора.

Главные соперники, впрочем, тоже не могут похвастаться супер-стабильной ситуацией в своих командах. Aston Martin в очередной раз меняет людей на нескольких ключевых постах и никак не откажется от своего главного “тормоза” в виде специфического подхода к формированию состава. Alpine, подписав контракт с Франко Колапинто, устраивает психологический краш-тест Джеку Дуэну. В этой ситуации Haas с ее прагматичным подходом сделать очередной шаг вверх по турнирной таблице, став для конкурентов одновременно раздражителем и примером.

Предсезонные расклады в других командах Формулы 1:
-
что не так с новым болидом Red Bull
-
позитив для Хэмилтона: его главная проблема не перебралась в Ferrari
-
мега-рейтинг всех команд по итогам предсезонных тестов