Есть мнение, что сверловка Ланкастера – овально-винтовая, при которой два широких, плавно переходящих в поля нареза делают в стволе несколько оборотов, – изобретена англичанином Чарльзом Ланкастером в 1850 году. Это мнение высказывается в Википедии, но оно ошибочно. Тогда – Ланкастером – такая нарезка была запатентована. Появляются же ружья данного устройства не позже 1810 года.
В чём, собственно, нет ничего удивительного. Овальные нарезы – очевидное развитие идеи нарезов Бернера известных с конца XVIII века и также получивших название задним числом. Штуцеры Бернера использовались для стрельбы специальной сферической пулей с выступающим по экватору пояском. То есть, пулей, как бы сейчас выразились, с готовыми нарезами. Ствол винтовки имел всего два нареза, но широких и глубоких. При заряжении со ствола пуля входила в них краями пояска и под собственным весом проскальзывала к казне… Очевидно же, глубокие нарезы с прямыми, острыми краями могли повредить пулю при выстреле, да и форма её оказывалась контраэродинамичной. И оружейникам показалось хорошей идеей края сгладить.
...То есть, здесь уже можно перейти к сути. Овально-винтовая сверловка показалась хорошей идеей оружейникам. Но поначалу больше никому. Ведь целью изобретателей в конце XVIII начале XIX столетий было ускорение заряжения нарезных ружей, – поиск способа обойтись без забивания пули в ствол молотом. Так появились не только нарезы Бернера, но и куда сильнее поражающие воображение полигональные нарезы.
И тут, бесспорно, предшественники Ланкастера нашли решение идеальное. Ружьё легко чистилось, быстро заряжалось обычной пулей, долго служило, мало весило, так как ствол не ослаблялся нарезами, – да ещё и сильно било, поскольку овальные нарезы создавали минимальное сопротивление… Сплошные достоинства… Разве что, дороговато… Но кого это останавливало?
Да всех останавливает цена, если её приходится платить за решение проблемы, которой нет. Даже ружья с полигональными нарезами ограниченно принимались на вооружение. С нарезами же Ланкастера – не принимались. К моменту появления таких ружей на рынке давно уже изобретены были расширительные пули, позволяющие быстро заряжать со ствола винтовки с самыми обычными нарезами.
Сравнение обычных винтовок с ланкастеровскими, как и с полигональными, в конце XIX века показывало, что последние, хоть в теории и должны бы, но на практике не имеют никаких преимуществ: ни в энергии выстрела, ни в точности. В долговечности, да. Допустим. Овальные или полигональные нарезы шомполом не стирались и частой чистки не требовали... Но дешевле оказывалось купить новую винтовку с обычными нарезами.
«Ланкастеры» нашли свою нишу, как ружья пуле-дробовые. Однако, и тут успех был недолгим. Уменьшение калибра винтовок после появления бездымного пороха лишало затею смысла. Дробью же «ланкастеры» в любом случае били паршиво. Хуже чем запатентованный в 1885 году «Парадокс» с нарезами проделанными в чоке гладкого ствола.
Последний приступ популярности нарезы «Ланкастера» пережили в нашей стране из-за дыры в законодательстве: обладая свойствами нарезного оружие с овальным нарезами до недавнего времени почему-то считалось «гладкоствольным».