Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Бургундская мода. Валики, похожие на тюрбаны, и «кокошники»

Я писала о рогатых чепцах, эскофьонах, энненах в форме конусов и цветочных горшков. Но в 15-м веке была популярна и ещё одна модель женского головного убора.

Вот такие валики, как есть в фильме «Тайны бургундского двора». То есть – круглые головные уборы.

«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Жанна и король в конце фильма.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Жанна и король в конце фильма.

В фильме эти валики небольшие и аккуратные.

А вот на картинках 15 века они часто пышные, словно тюрбаны.

Иногда на них цепляли зубчики короны, если валик (валик «буреле», как я понимаю) красовался на голове королевы.

Головные уборы в форме круглых валиков, середина 15 века.
Головные уборы в форме круглых валиков, середина 15 века.

Круглые валики встречаются на картинках часто. Это наводит на мысль, что они были популярны наравне с рогатыми и конусообразными головными уборами.

Мужчины тоже носили шапероны с круглыми валиками. Но дивно, что такой головной убор любили и дамы.

Иллюстрация к поэме «Рено де Монтабан», середина 15 века.
Иллюстрация к поэме «Рено де Монтабан», середина 15 века.
Бургундская мода. Разнообразие женских  головных уборов.
Бургундская мода. Разнообразие женских головных уборов.

На картинке ниже – персонаж французской мифологии фея-мелюзина. Я сделала её одной из героинь своего романа фэнтези «Подарок злой колдуньи», о котором однажды рассказывала.

Мелюзина принимает ванну, не сняв с головы валика.

Миниатюра из рукописи «Роман о Мелюзине», около 1500-го года.
Миниатюра из рукописи «Роман о Мелюзине», около 1500-го года.

Дамы в круглых головных уборах встречаются и на иллюстрациях Робине Тестара.

Вот у этой дамы почему-то закрыта вся шея.

Белая ткань драпируется поверх валика интересным образом. В центре валика, надо лбом – петелька.

Для чего петелька? Это же не конус, а такой убор, который с головы не слетит, и его не нужно поправлять. Но на многих валиках есть такие петельки.

Робине Тестар. Иллюстрация конца 15 – начала 16 века.
Робине Тестар. Иллюстрация конца 15 – начала 16 века.

Портрет ниже написан в начале 16 века.

Изменилась мода – причём, очень сильно, уже носят совсем не те платья, что в 15-м веке. Но валики остались…

Портрет Маргариты Австрийской в образе Святой Марии Магдалены. 1500- 1524 годы.
Портрет Маргариты Австрийской в образе Святой Марии Магдалены. 1500- 1524 годы.

Картина нидерландского художника написана в конце 15 века. Здесь есть дама в головном уборе в форме усечённого конуса и два дамы с валиками.

Валики весьма причудливой формы. Наверное, они бархатные. Чёрный бархат, а поверх – полоски из золотистых сеточек.

У дамы в зеленом – три золотистых полоски, по бокам валика и по центру. У дамы в чёрном – только две золотистых полоски на валике. На картинках более раннего периода встречаются обе модели.

Мастер Тибуртинской Сивиллы. «Обручение Девы Марии», 1475-1495 годы.
Мастер Тибуртинской Сивиллы. «Обручение Девы Марии», 1475-1495 годы.

Портрет Екатерины Французской, первой жены бургундского герцога Карла Смелого. Датируется 1444-м годом.

Её головной убор тоже круглый. И чем-то похож на валики, но… это не валик. Это что-то ещё, не знаю, как назвать даже.

Екатерина Французская, 1444 год.
Екатерина Французская, 1444 год.

Головные уборы, похожие на русские кокошники.

Они встречаются реже. Вот такие круглые уборы, которые словно сделаны из чего-то твёрдого.

Мало было дамам рогатых и сердцевидных уборов, так нужно было ещё и придумать круглые. «Красоты мало не бывает», да…

Такой головной убор (голубой) есть на иллюстрации ниже, у дамы в центре.

Кстати. Я читала, что в Средние Века было предубеждение к рыжему цвету. Однако иллюстрации противоречат этому.

Бургундская мода. Головной убор дамы в центре картинки похож на кокошник.
Бургундская мода. Головной убор дамы в центре картинки похож на кокошник.
Бургундская мода. Королева в головном уборе, похожем на русский кокошник.
Бургундская мода. Королева в головном уборе, похожем на русский кокошник.

Вот такой разнообразной была эта бургундская мода…

В фильме «Тайны бургундского двора» разнообразие нарядов и головных уборов постарались показать так полно, как это было возможно.

«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Причёска с круглым валиком.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Причёска с круглым валиком.

Роскошный эскофьон-ан корн модели «рогатая шапка».

Бургундская мода. Высокие эннены с вуалями в форме бабочки.

Рогатые чепцы. Как они могли держаться на голове?

«Три орешка для Золушки». Что на голове Принца: шаперон или просто берет?