Ни для кого не секрет, что первоклассная прог-метал песня должна не только содержать выдающийся инструментал (то есть поражать композиционными решениями и сложностью партий, обладать витиеватыми последовательностями аккордов и т.д.), но и суметь при этом остаться, собственно, песней: иметь запоминающийся припев, цеплять ритмом и атмосферой. В современных реалиях написать прогрессивную композицию, богатую на всевозможные излишества, не так уж и трудно, даже искусственный интеллект с этим совладает. Но вот как посреди этого нагромождения нот и аккордов найти место для рок-н-ролла, для души?
Не у всех это получается, но сегодня мы будем говорить о тех командах и тех их песнях, которые настолько же тяжелые и сложные, насколько крутые и цепляющие!
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжелой музыке и всем, что с ней связано! Обзоры тяжелых новинок, истории о тяжелых группах и альбомах! Легко на душе от песни тяжелой!
Katatonia, "My Twin"
Katatonia — мастера меланхоличного дума и прогрессивного метала, пронизанного тоскливыми чувствами и насыщенным звучанием. В их каталоге можно без труда найти множество потрясающих и запоминающихся песен: «July», «Unfurl», «Teargas». Однако среди них невозможно не выделить «My Twin» — лид-сингл с альбома 2006 года The Great Cold Distance, потому что эта песня обладает поистине мощной начинкой.
По данным setlist.fm, это самый исполняемый трек группы на концертах, а в Spotify он вообще самый популярный у команды. Такой успех можно объяснить тем, насколько тонко выверен в композиции баланс между меланхоличным, потусторонним вокалом фронтмена Йонаса Ренксе и грубым звучанием гитар. Ну и помимо всего, это все еще песня, несмотря на то, что ритм в припеве здесь несколько неровный.
Fates Warning, “Still Remains”
Очень сложно отказать себе в желании остановить свой выбор на пластинке A Pleasant Shade of Gray, которая считается их лучшим альбомом и представляет собой 54-минутную сюиту, разделенную на 12 глав. Однако это было бы слишком предсказуемо. Вместо того чтобы выбрать один из этих 12 сегментов, остановим свой выбор на самой сильной и самодостаточной мелодии Fates Warning — «Still Remains» с альбома 2000 года Disconnected. С первых минут очевидно, что выбор сделан верно.
Эта композиция длится шестнадцать минут и представляет собой многослойный музыкальный калейдоскоп, а скорее — какой-то ловкий фокус. Она начинается с угрюмых гитарных переборов и вокала Рэя Адлера, а затем взрывается самым «проговым» инструменталом, который Fates Warning когда-либо создавали. И только потом композиция достигает баланса между инструментальной напыщенностью и леденящей душу чувствительностью. Тот факт, что в конце композиция замыкает круг, усиливает её масштабное воздействие.
Between the Buried and Me, “The Proverbial Bellow”
Очень соблазнительно назвать «Memory Palace» с альбома Coma Ecliptic 2015 года лучшей песней этого квинтета из Северной Каролины. На самом деле, предпочтение следует отдать, скорее, «The Proverbial Bellow» — песне, открывающей альбом Automata II 2018 года, — в своем изяществе она превосходит все остальные и демонстрирует самое лучшее, на что способны BTBAM.
После выхода Automata I четырьмя месяцами ранее многие фанаты опасались, что вторая и последняя глава будет просто повторением первого альбома. К счастью, «The Proverbial Bellow» окончательно доказал, что Automata II станет гораздо более смелым и амбициозным заявлением.
От гипнотического припева и множества других захватывающих моментов до философских размышлений и ярких, но преисполненных тревоги аранжировок — «The Proverbial Bellow» представляет собой завораживающее сочетание безудержных идей и безупречного исполнения.
Evergrey, “Recreation Day”
Хотя многие поклонники Evergrey считают этот альбом весьма посредственным, Recreation Day 2003 года, посвященный темам смерти и искупления, содержит несколько поистине впечатляющих композиций. Особенно выделяются две песни: свирепая «The Great Deceiver» и нежная «Madness Caught Another Victim». Однако на вершине этого списка, как и всей дискографии группы, находится заглавный трек с четвёртого студийного альбома.
Торжественная тяжесть этого трека в сочетании с парящим припевом Тома Энглунда, звучащим на фоне божественных песнопений, демонстрирует уникальную способность шведского прог/пауэр-метал-ансамбля легко переключаться между стильной мягкостью и симфонической энергичностью.
Контрасты между обжигающими гитарными соло, фортепиано и струнными демонстрируют, насколько универсальны и слажены Evergrey, когда они играют на полную мощность.
Mastodon, “The Last Baron”
Те, кто был с Mastodon с самого начала, возможно, предпочтут более тяжелые и относительно простые композиции, такие как «Blood and Thunder» или «March of the Fire Ants». Некоторые даже вспомнят причудливый, но приземлённый «Sleeping Giant». Однако если подвергнуть рассмотрению тот их период, когда они всецело отдались прогрессивной составляющей своей музыки (а это, безусловно, произошло на их концептуальном опусе Crack the Skye), то здесь особняком стоит только один номер — закрывающий пластинку умопомрачительный финал «The Last Baron».
Пока вы до нее будете добираться, Crack the Skye уже успеет отправить вас в астрал, полное галлюцинаций путешествие по царской России, пережить личную трагедию. Немудрено, что кульминацией альбома станет его самая длинная и странная композиция. Этот захватывающий гибрид психоделически взрывной музыки и необычного продюсирования настолько же сложен, насколько он запоминающийся и зловещий.
Это также яркий пример того, почему вокальный дуэт басиста Троя Сандерса и лид-гитариста Брента Хиндса был столь важен для привлекательности квартета. В ретроспективе «The Last Baron» становится горько-сладким напоминанием о Mastodon, которых у нас, вероятно, больше никогда не будет.
Opeth, “Deliverance”
Альбом 2001 года Blackwater Park стал важной вехой в истории Opeth, и многие фанаты считают его лучшим релизом в их карьере. Пытаться превзойти его, выпустив следующий альбом, было бы неразумно.
Действительно, Deliverance, выпущенный годом позже, можно описать как более мрачный и злой, но менее последовательный и значимый по сравнению с Blackwater Park.
Однако это по-прежнему потрясающий альбом, на котором, по словам Микаэля Окерфельдта, есть как худшая песня группы — «By the Pain I See in Others», так и самая выдающаяся — «Deliverance».
Особенно завораживает финальная часть «Deliverance», в которой бывший барабанщик Мартин Лопес мастерски меняет перкуссионные паттерны каждые несколько тактов. Этот пассаж стал визитной карточкой всего творчества Opeth.
Но и предыдущие 10 минут «Deliverance» — это чистое антиромантическое золото. Окерфельдт то дьявольски рычит, то ангельски чисто поет, а захватывающие риффы и ритмы сменяют друг друга, создавая беспрерывный шквал эмоций.
Каждый элемент прекрасен сам по себе, но именно то, как Opeth соединили их воедино, демонстрирует, почему они были (и, возможно, остаются) лучшими в своем деле.
Queensrÿche, “Eyes of a Stranger”
«Eyes of a Stranger» — это душа альбома Operation: Mindcrime, альбома №1 в чартах. С той поры группа записала немало замечательных работ, но ни одна из них не смогла превзойти это душераздирающее размышление о потере и предательстве.
Фронтмен Джефф Тейт ещё никогда не выступал лучше, умело сочетая свою фирменную грубость в низком регистре с болью в высоком. Он исполняет каждую строчку с невероятной достоверностью и эмоциональностью, передавая гнев и раздражение, которые главная героиня Никки заслуженно испытывает к концу истории. Немногие другие сборники прогрессивного метала завершаются с такой всеохватывающей и непоколебимой силой.
Enslaved, “Death in the Eyes of Dawn”
Прогрессивные блэк-метал группы из Норвегии могут быть довольно холодными и мрачными, но и в их творчестве находится место для теплых и красивых образов. Особенно поднаторели в этом Enslaved. Хотя вторая половина их карьеры изобилует множеством великолепных композиций, таких как «Storm Son», «Ruun» и «Heimdal», они никогда не достигали такого уровня, как в «Death in the Eyes of Dawn» с их альбома 2012 года RIITIIR.
«Death in the Eyes of Dawn» начинается с медленного вступления. Затем она стремительно захватывает слушателя с помощью серии жгучих гитарных риффов и синтезаторов. В этой композиции мы слышим потрясающие переходы между мрачным рычанием и чистым пением. Ещё больше впечатляет ритмический и мелодический сдвиг, который происходит в припеве.
Вторая половина становится ещё более хаотичной. В сочетании с захватывающей акустической гитарой, становится ясно, что «Death in the Eyes of Dawn» — это финальная декларация Enslaved.
Savatage, "The Wake of Magellan"
За последние 30 лет Trans-Siberian Orchestra стали неотъемлемой частью рождественских праздников и семейного досуга. Вполне вероятно, что большая часть их поклонников – это просто случайные любители музыки, которые даже не знают, что TSO зародились как сайд-проект участников группы Savatage.
Учитывая это, а также тот факт, что Savatage внесли значительный вклад в развитие прогрессивного металла в 1980-х годах, мы не можем не отдать должное их легендарному наследию, отметив их величайший трек – заглавную композицию с их предпоследнего альбома The Wake of Magellan.
Как и следовало ожидать, роскошный состав певцов и гитаристов, а также захватывающий сюжет делают эту песню поистине грандиозной, не скатываясь при этом в банальную зрелищность. Напротив, в ней достаточно саспенса (поддержанного неотразимо драматичной басовой линией) и оркестровки, который помогает обрести баланс между конкретикой прог-метала и театральными декорациями.
В результате «The Wake of Magellan» представляет собой образцовый взгляд на магию прото-TSO группы, а также захватывающее свидетельство уникальности прогрессивного металла 90-х.
Dream Theater, "A Change of Seasons"
Если бы мы оценивали этот альбом только по качеству и влиянию текстов песен, то, возможно, победа досталась бы «Scene Eight: The Spirit Carries On». . Тем не менее, главная композиция группы должна отражать всё, что делает её особенной. Поэтому мы выбираем 23-минутную «A Change of Seasons» — их лучшую «эпическую» песню.
Заглавный трек с их первого релиза с бывшим клавишником Дереком Шериньяном, «A Change of Seasons», исследует темы жизни и смерти. Эта композиция пронизана эмоциональностью и захватывающим сюжетом, почти как вышеупомянутая композиция с альбома 1999 года Metropolis Pt. 2: Scenes From a Memory.
Однако у «A Change of Seasons» есть дополнительное преимущество — она в равной степени акцентирует внимание на другой стороне таланта Dream Theater: их умении играть замысловато и ловко менять динамику. Хотя Портной, Шеринян, Джон Петруччи и Джон Мьюнг мастерски аккомпанируют нежным чувствам Джеймса ЛаБри, именно их эксцентричные инструментальные переходы вокруг его партий превращают эту сюиту в идеальный портрет Dream Theater на пике их влиятельной прог-металлической славы.
Symphony X, "The Odyssey"
Подобно «A Change of Seasons» от Dream Theater, заглавный трек с шестой пластинки Symphony X, The Odyssey, представляет собой яркий пример того, как культовый прогрессивный, пауэр- и неоклассический метал-ансамбль демонстрирует свой лучший потенциал. Важно отметить, что «Одиссея» была выбрана не просто потому, что она популярна и многим известна, а потому что она действительно демонстрирует лучшие качества группы.
Вокалист Рассел Аллен особенно впечатляет своей способностью переходить от одной замечательной мелодии к другой, чередуя уязвимый и агрессивный тембры, что не может не завлечь и заставит вас выкрикивать каждую строчку вместе с ним. Его голос приковывает к себе внимание, а в сочетании со случайными бэк-гармониями он привносит в повествование элегантность.
К счастью, аранжировки не отстают от вокала. Они сочетают в себе прогрессивную хитрость и симфоническое великолепие, но при этом не кажутся поверхностными или высокомерно показными. Напротив, в каждом движении чувствуется душа и сердце, а кульминацией становится возвышенное возвращение домой, как в повествовании, так и в композиции.
А какие прог-металлические песни считаете по-настоящему великими вы? Пишите в комментариях!
Подписывайтесь на канал!
Также рекомендуем другие наши материалы: