День добрый. На этом канале мы уже разбирались в особенностях современной северокорейской живописи. Однако искусство Корейского полуострова имеет очень глубокие корни и может похвастать огромным количеством стилей. Но особое место в этом пантеоне занимает минхва - "народная живопись" Кореи. Давайте узнаем, что это за стиль и почему рисунки со смешными тиграми были так желанны среди жителей полуострова.
Как это появилось?
Корейская живопись эпохи Чосон (XIII - XVIII века) делилась на высокую "сохва" и низкую "минхва". Над "элитными" произведениями трудились мастера, чьими заказчиками выступали представители власти и успешные купцы. Низкое искусство - удел бродячих художников самоучек. Народные живописцы кочевали между городами, где торговали своими нехитрыми полотнами. Для создания картин художники использовали яркие краски и образы, понятные каждому крестьянину: герои сказок, тигры, рыбы в пруду, богатый урожай.
Постепенно минхва завоевало популярность среди нижних слоёв общества и стало частью корейского быта. Сначала картины использовали как обереги. Нарисованные хищники защищали дом от злых духов, а изображения фруктов и овощей сулили достаток в доме. Постепенно сюжеты перебрались с полотен на различные бытовые предметы, например, на ширмы, коими разграничивали пространство внутри жилища.
Интересный факт. Молодожёнам часто дарили ширмы с изображениями утки-мандаринки и лотоса - символами счастья и богатого потомства.
Основные жанры
Цветочная каллиграфия мунччадо - это картины с зашифрованными иероглифами. Они были популярны в XVIII - XIX веках. Для создания этих полотен художники использовали только 8 знаков, символизировавших 8 конфуцианских добродетелей. Каждая графема украшалась цветами, животными или предметами, которые соответствовали сюжету. Например, иероглиф «че», 悌, означавший братскую любовь, дополнялся парой трясогузок или кустиком черники.
Чхэккори - изображение предметов на полках и столах. Чаще всего художники рисовали шляпы, курительницы для благовоний, флейты и разные плоды с символическими значениями (арбуз, гранат). Изначально стиль относился к высокому искусству. Картины чхэккори украшали комнаты чиновников и состоятельных людей. Однако постепенно жанр перекочевал в народную живопись, придав солидности жилищам простых крестьян.
Джакходо - сюжеты с тигром и сорокой. В Корее эпохи Чосон, как и в любой другой стране, простолюдины не любили дворянство. А поскольку символом власти был тигр, народные художники начали рисовать хищника максимально нелепым. Таким образом они высмеивали пороки власть имущих. Противником сатирического тигра стала хитрая сорока, которая олицетворяла крестьянскую смекалку. И естественно, такие картины пользовались бешеной популярностью среди нижних слоёв населения.
Современное состояние
До 80-х годов прошлого века никто из искусствоведов всерьёз не занимался минхва. Однако постепенно в Южной Корее проснулся интерес к собственной культуре. Так в 1988 году символом сеульской олимпиады стал тигрёнок Ходори, отрисованный по мотивам минхва.
Сегодня народную живопись можно встретить как в работах уличных художников, так и множестве утилитарных изделий: от чехлов для смартфонов до обоев и одежды.
Вот такой непростой путь проделало поистине народное корейское искусство. А как вы относитесь к подобной живописи? Пишите ответы в комментарии, ставьте лайки да подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.
Читайте также:
Наивная Грузия глазами Нико Пиросмани;