Найти в Дзене

Советская мотоклассика: ТОП 10 лучших мотоциклов, сделанных в СССР

Оглавление

А знали ли Вы, что Советский Союз входил в ТОП мировых стран по количеству производимых мотоциклов. Просто вдумайтесь, в одном только 1961 году в СССР было выпущено 588 300 мотоциклов и мотороллеров и по этому показателю страна тогда находилась на первом месте в мире. А после, уступала лишь Японии и десятилетиями входила в лидирующую тройку стран по производству мототехники!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по истории нашего родного и горячо любимого отечественного мотопрома и рассмотрим ТОП 10 самых лучших мотоциклов, произведенных в СССР. Мототехника, которая внесла огромный вклад в развитие мотоциклетной культуры не только нашей с вами страны, но и не побоюсь этого слова всего мира. При составлении рейтинга я учитывал популярность моделей, их значимость на развитие отечественного мотостроения и страны, ну и конечно же ваши отзывы, отзывы людей, которые владели и до сих пор владеют, и любят Советские мотоциклы. Безусловно ТОП не претендует на истину в последней инстанции, и, если Вы где-то не согласны, пожалуйста напишите об этом в комментариях. Это очень важно для меня.

Поехали!

10 МЕСТО - ВОСХОД-3

Это вообще самые массовые и популярные мотоциклы в СССР. Они выпускались с 1979 по 1993 годы на Ковровском заводе во Владимирской области и за это время мотоцикл стал настоящей легендой среди советской молодежи, особенно в сельской местности.

Восход 3
Восход 3

Этот легкий мотоцикл быстро завоевал популярность благодаря своей дешевизне и доступности. К слову, его средняя цена по Союзу была 470-490 рублей при этом средняя зарплата в СССР в 80х составляла от 200 до 220 рублей в месяц. Поэтому подавляющее большинство молодежного деревенского мотопарка составляли именно «Восходы».

Ковровский завод имени Дегтярева
Ковровский завод имени Дегтярева

Стоит отметить, что мотоцикл был довольно капризный и не терпел людей, далеких от техники. Многие владельцы Восходов отмечали частые проблемы с электроникой и запуском двигателя, но все решалось и чинилось, и рукастые советские граждане всегда проходили этот квест по поиску искры.

Да, в интернетах бытует мнение что Восход 3 был крайне ненадежным (особенно его модернизированная версия 3М), да и вообще чуть ли не худшим по надежности мотоциклом в СССР, однако многие мотолюбители поспорили бы с этим утверждением (кстати напишите в комментариях доводилось ли Вам владеть 3м Восходом и часто ли вы сталкивались с поломками).

Восход 3М
Восход 3М

Главными его достоинствами были простота конструкции и довольно хорошая ремонтопригодность. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 173 куба и выдавал 14 лошадиных сил. Максимальная скорость достигала 105 километров в час. Восход отлично подходил как для городской езды, так и для проселочных дорог.

За годы производства было выпущено более полутора миллиона экземпляров этих мотоциклов.

-5

Кстати, ВОСХОДы также неплохо экспортировали заграницу и не только в Страны Советского блока, но и, например в такие страны как Италия, Нидерланды и даже Австралия, и Новая Зеландия. Конечно, нужно ли говорить, что мотоциклы, выпускаемые на экспорт, в том числе в тропические страны, отличались исключительным качеством сборки и изготовления деталей. ВОСХОД-3 – это не просто мотоцикл, а настоящая легенда советского мотопрома, символ целой эпохи и он заслуженно занимает почетное место в истории отечественного мотоциклостроения.

9 МЕСТО - Мотоцикл ТУЛА

История мотоцикла "Тула" представляет собой воистину интереснейшую страницу в развитии советского мотостроения. Появление этого мотоцикла было обусловлено особенностями советских дорожных условий. В то время как попытки внедрения скутеров в СССР не увенчались большим успехом из-за плохого качества дорог, специалисты тульского завода в 1984 году представили принципиально новую модель ТМЗ-5.951 "Тула", мотоцикла повышенной проходимости.

Мотоцикл ТУЛА
Мотоцикл ТУЛА

Стильный – модный – молодежный и не такой как все, мотоцикл отличался уникальным на то время дизайном, хорошей проходимостью и неплохой сборкой, что делало его хорошим выбором для туризма, охоты и рыбалки.

Концепция Тулы подразумевала под собой, заезды по сложно пересечённой местности, но на короткие дистанции.

Мотоцикл ТУЛА
Мотоцикл ТУЛА

Конструкция мотоцикла включала прочную дуплексную раму, длинноходовые амортизаторы (взятые кстати от Восхода) и широкие шины, что позволяло мотоциклу с комфортом преодолевать неровности рельефа. Мотоцикл имел двухтактный одноцилиндровый двигатель с принудительным охлаждением объемом 200 кубических сантиметров который развивал мощность в 13 лошадиных сил, а максимальная скорость Тулы достигала 85 километров в час.

Мотоцикл ТУЛА
Мотоцикл ТУЛА

Особенностью модели стал династартер (аналог электростартера) – что было уже совсем редкость в СССР для того времени. Однако у мотоцикла конечно же были и недостатки.

Мотоцикл ТУЛА
Мотоцикл ТУЛА

Несмотря на отличную проходимость по бездорожью, на асфальтированных дорогах он показывал весьма посредственные результаты. Асимметричная конструкция двигателя создавала проблемы с управляемостью, а повышенный расход топлива (для техники своего класса, конечно) и проблемы со стартером вызывали нарекания владельцев. Тем не менее, "Тула" завоевала популярность среди сельских жителей и особенно энтузиастов тюнинга. Ведь что только с ним не вытворяли и как только его не кастомизировали советские умельцы в гаражах.

Мотоцикл ТУЛА
Мотоцикл ТУЛА

К сожалению, экономические проблемы 90-х годов и невозможность соответствовать европейским стандартам привели к прекращению производства в 1996 году. Несмотря на это, "Тула" осталась в истории как уникальный пример советского мотоцикла повышенной проходимости, созданного с учетом специфических условий эксплуатации.

8 МЕСТО - МУРАВЕЙ

Да-да я понимаю ваше возмущение ведь Муравей не совсем мотоцикл, вернее совсем не мотоцикл, а мотороллер. Но его вклад в развитие страны трудно переоценить, и я решил-таки включить его в наш рейтинг.

Мотороллер Муравей
Мотороллер Муравей

Простой, как три копейки, неприхотливый, как верблюд, и надёжный, как автомат Калашникова, неутомимый трудяга, помощник и друг советского рабочего человека -мотороллер МУРАВЕЙ. Он появился в 1959 году в Туле, когда в нашей стране активно развивалось сельское хозяйство и нужен был компактный “всепролазный” грузовой транспорт для различных бытовых нужд: развезти обеды, доставить почту, перевезти небольшой объём стройматериалов или, например для перемещения продукции в закрытом помещении большой площади. В общем там, где средние и большие грузовики использовать было просто нецелесообразно. Именно таким и стал Муравей – творение талантливых Тульских конструкторов.

Мотороллер Муравей
Мотороллер Муравей

Первые Муравьи появились в результате модернизации легковых мотороллеров “Тула” Т200 и Т200М и создания на их базе маленьких грузовых трициклов повышенной проходимости. Они оснащались двухтактным одноцилиндровым мотором, объемом 199 см³ и мощностью в 8 лошадиных сил. Муравей разгонялся до 60 км/ч, а максимальная грузоподъёмность составляла 200 кг.

Мотороллер “Тула” Т200М
Мотороллер “Тула” Т200М

А вот самая успешная модель "Муравей-2" была уже создана на базе не менее успешного мотороллера “Тулица” и оснащалась уже чуть более мощным двигателем в 11 л.с и имела увеличенную грузоподъемность в 340 кг.

Мотороллер “Муравей 2М”
Мотороллер “Муравей 2М”

"Муравей" использовался в СССР повсеместно: в торговле, на почте, в сельском хозяйстве, коммунальных службах. Частные владельцы ценили его за неприхотливость, экономичность и возможность перевозить значительные грузы. Мотороллер отличался простой конструкцией и для его ремонта не нужно было обладать никакими особыми знаниями и навыками, починить его можно было практически в любых условиях.

Мотороллер Муравей
Мотороллер Муравей

Некоторые умельцы самостоятельно модернизировали свои мотороллеры, устанавливая дополнительное оборудование или изменяя конструкцию кузова под свои личные нужды. "Муравей" заслужил широкую популярность еще и благодаря своей доступности. Несмотря на то, что в 80-х годах его стоимость составляла 775 рублей - сумма по тем временам хоть и не маленькая, но вполне приемлемая для большинства граждан - поэтому спрос на этот мотороллер оставался стабильно высоким. Нужно отметить, что наш «Муравей» был популярен не только в СССР, но и за рубежом: его экспортировали в 21 страну, среди которых были Куба, Вьетнам, ГДР, а также Мексика, Колумбия, и Аргентина.

7 МЕСТО - М-72

Легендарный советский мотоцикл М-72, уже позже известный как "Урал" — это не просто средство передвижения, а целая эпоха в истории отечественного мотостроения. Его история началась в далёком и страшном для нашей страны 1941 году, когда советское правительство приняло решение о создании тяжёлого армейского мотоцикла для нужд Красной Армии.

мотоцикл М-72
мотоцикл М-72

Успехи вермахта в военной кампа­нии 1939 года заставили наших воен­ных обратить внимание на ту неоспоримую роль, которую в мобильной и стремительной войне сыграли мотоциклы германской армии. Как один из лучших мотоциклов того времени, для создания М-72 за основу был взят немецкий мотоцикл BMW R71.

мотоцикл BMW R71
мотоцикл BMW R71

Советское руководство приобрело пять таких мотоциклов через шведских посредников и после тщательного изучения и копирования конструкции, в кратчайшие сроки был создан первый советский тяжёлый мотоцикл М-72. Изначально производство началось на Московском мотозаводе.

Кстати, название М-72 расшифровывается очень просто: буква «М» – означает город производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.
мотоцикл М-72
мотоцикл М-72

Однако с началом Великой Отечественной войны завод был в срочном порядке эвакуирован на Урал в город Ирбит, Свердловской области. Именно там и родилось его знаменитое название "Урал", которое мотоцикл получил уже значительно позже. М-72 был построен на совесть. Оппозитный двухцилиндровый четырёхтактный двигатель объёмом 746 кубических сантиметров развивал мощность в 22 лошадиные силы. Мотоцикл был способен разгоняться до 110 километров в час. Карданный привод вместо цепи делал его неприхотливым в обслуживании, а конструкция позволяла преодолевать самые сложные участки дорог.

мотоцикл М-72
мотоцикл М-72

Во время войны М-72 активно использовался в разведывательных подразделениях, для связи и как транспорт для пулемётных расчётов. Коляска мотоцикла часто оснащалась пулемётом Дегтярёва, превращая его в грозную боевую машину.

мотоцикл М-72
мотоцикл М-72

Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, в сравнении с немецкими BMW этого было мало, но так или иначе мотоцикл стал безусловно важным помощником в достижении нашей Великой Победы.

После войны М-72 начал новую жизнь уже в качестве гражданского транспорта. Его выпуск продолжался вплоть до 1960 года, после чего мотоцикл модернизировали, и тогда-то он и получил свое популярное имя «Урал», которое существует и по сей день. Новые модели уже имели множество усовершенствований, но сохранили надёжность своего боевого предшественника.

6 МЕСТО - ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ

В 1974 году в эпоху, когда советские мотолюбители могли только мечтать о чехословацкой "Яве-350" с максимальной скоростью 120 км/ч., Советская мотоциклетная промышленность совершила настоящую революцию, представив модель ИЖ Планета Спорт, в миру его еще называли “ПЕС” или “СПОРТАК”.

ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ
ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ

Мотоцикл был непохож на других своих ижевских собратьев, а его скоростные и динамические характеристики потрясали.

Существует интересная история о том, что судьба мотоцикла решилась благодаря личному вмешательству Л.И. Брежнева. Увидев экспериментальный образец и узнав о планах прекращения производства из-за нерентабельности мотоцикла, генеральный секретарь настоял на продолжении выпуска, назвав Планету Спорт предметом национальной гордости.

Ведь это был первый советский серийный спортивный мотоцикл.
-22

ИЖ Планета Спорт выделялся среди советских мотоциклов революционными техническими решениями. Форсированный 2х тактный 350-кубовый двигатель имел мощность 32 л.с. и был способен разгонять мотоцикл до 100 км/ч за 10 секунд, а максимальная скорость составляла 140 км.ч. Первые партии мотоциклов комплектовались престижными Японскими карбюраторами Mikuni, амортизаторами Koni, электрооборудованием Denso и Японской светотехникой. Кроме того, это был единственный советский двухтактный мотоцикл, у которого присутствовала раздельная система смазки. Иными словами, не нужно было заливать масло прямо в топливо.

ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ
ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ

Впоследствии, с целью удешевления производства, японские комплектующие стали заменять на советские, что отразилось на качестве мотоцикла, поэтому у мотолюбителей особо ценились “спортаки” именно первых партий.

Если сравнивать с другими советскими мотоциклами “Пес” получился недешевым. Стоимость этого мотоцикла начиналась от 1000 рублей, что по тем временам были не маленькие деньги и далеко не все могли его себе позволить.

ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ
ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ

Планета Спорт успешно экспортировался в развитые страны: Финляндию, Нидерланды, Великобританию и Германию. На базе “Спортака” были разработаны прекрасные кроссовые модификации, включая знаменитый ИЖ К16, завоевавший множество наград на международных соревнованиях.

ИЖ К16
ИЖ К16

Производство мотоцикла прекратилось в 1985 году, но Планета Спорт был и остается ярким примером того, как советская инженерная мысль могла создавать конкурентоспособные продукты мирового уровня. Этот мотоцикл безусловно является знаковой вехой в истории советского мотопрома и желанным приобретением для многих мотолюбителей того времени.

5 МЕСТО - ДНЕПР МТ-11

Мотоцикл, как и его брат Урал имеет одного предка, а именно М-72, который в свою очередь был создан по образу и подобию немецкого мотоцикла BMW R71. Послевоенное восстановление промышленности СССР привело к тому, что в 1949 году часть производства М-72 перенесли в Киев. Там мотоцикл получил существенные улучшения: новую раму, защитные щитки, улучшенное сиденье, усиленные тормоза, модернизированную карданную и главную передачу, более современную светотехнику. Обновленная модель получила маркировку М-72Н. А в 1954 году Киевский мотоциклетный завод начал выпуск мотоциклов К-750, пришедших на смену М-72 в Советской Армии. Настоящий прорыв произошел в 1968 году с выпуском уже гражданского мотоцикла К-650, который и получил свое имя "Днепр".

гражданский мотоцикл К-650 Днепр
гражданский мотоцикл К-650 Днепр

Мотоцикл продолжали модернизировать и в 1984 году в свет вышел самый успешный и массовый тяжелый мотоцикл Киевского мотозавода - Днепр МТ-11.

мотоцикл Днепр МТ-11
мотоцикл Днепр МТ-11

Приземистый, громоздкий весом в 330 кг., он даже с виду выглядел тяжёлым. С первого взгляда понятно, что техника престижная. Еще не автомобиль, но уже и не просто мотоцикл, Днепр всегда был в почете, ведь на нем можно было путешествовать всей семьей. Плюс ко всему мотоцикл обладал прекрасной проходимостью, бездорожье он преодолевал зачастую даже лучше, чем некоторые автомобили.

мотоцикл Днепр МТ-11
мотоцикл Днепр МТ-11

МТ-11 имел четырехтактный двухцилиндровый оппозитный двигатель, объёмом 650 кубов мощностью 32 л.с и был способен разгонятся до 105 км.ч. Рекомендованная нагрузка от завода изготовителя составляла 260 кг. что само по себе солидный показатель для мотоцикла, но нагружали его значительно больше.

мотоцикл Днепр МТ-11
мотоцикл Днепр МТ-11

Стоил мотоцикл не дешево, средняя цена по Союзу составляла 1400р, поэтому не каждый житель СССР мог себе его позволить.

Во времена перестройки Днепр продавался по всей стране, однако уже в начале 90х технические требования к мотоциклам сильно возросли, а производство оставалось на том-же уровне и в 1992 году выпуск МТ-11 был прекращен.

Но эти мотоциклы до сих пор в строю, их можно встретить в глубинке, они часто передаются по наследству и продолжают верно служить своим владельцам. Это еще раз говорит о том, что в Советском Союзе все-таки умели делать долговечную технику.

4 МЕСТО - МИНСК

Это, пожалуй, самый надёжный и неприхотливый мотоцикл среди всех советских мотоциклов. Рождение мечты подростков СССР началось еще в 1947 году, когда в Москве начали выпускать легкие компактные мотоциклы М1А (Москва), созданные на базе немецкой модели DKW RT 125W.

мотоцикл DKW RT 125W
мотоцикл DKW RT 125W

Именно Московская модель М1А и положила начало славной истории этих мотоциклов, когда в 1951 году их производство согласно приказу министерства автотракторной промышленности СССР было перенесено в город Минск.

 мотоцикл М1А Москва
мотоцикл М1А Москва

В результате многих лет модернизации мотоцикла в 1964 году появился М104 – первый мотоцикл, официально получивший название "МИНСК". А в 1973 году в свет вышла модель 3.111 которая получила знак качества СССР. Ну а уже в 80м появился самый популярный и любимый советской молодежью “МИНСК” - 3.112 который выпускался вплоть до 1996 года.

Мотоцикл Минск 3.112
Мотоцикл Минск 3.112

Нечто среднее между мопедом и мотоциклом, Минск отлично подходил для начинающих мотоциклистов. Он был оснащен невероятно живучим одноцилиндровым, двухтактным, карбюраторным двигателем с рабочим объемом 123,6 куба, мощностью 10 л.с. а его максимальная скорость составляла 85 км/ч.

Мотоцикл Минск
Мотоцикл Минск

Мотоцикл был двухместным и перевозил нагрузку в 160 килограмм, но тут надо признать, что для такого веса двигатель был все-таки слабоват и двоих человек особенно в горку при подъёме тянул плохо. Размер топливного бака равнялся всего 11 литрам, но при расходе горючего в 4 литра на сотню, этого вполне хватало.

Мотоцикл Минск
Мотоцикл Минск

Большой дорожный просвет, большие колеса, достаточно короткая база позволяла безудержно скакать по кочкам, не цепляясь за них. К достоинствам мотоцикла так-же можно и отнести его цену, ведь это безусловно был самый дешевый мотоцикл в СССР. Его средняя цена по Союзу составляла всего 330р при средней зарплате в 200, что делало его основным участником деревенского молодежного мотопарка. Ну а о надежности Минска сложено немало легенд.

Мотоцикл Минск
Мотоцикл Минск

Мотоцикл очень успешно экспортировался в 45 стран мира. Особенно его полюбили во Вьетнаме и Иране. В этих странах Минск настолько хорошо себя зарекомендовал, что, даже не смотря на длительное время эксплуатации, их в большом количестве можно увидеть и по сей день.

К слову сказать Минск и сейчас выпускается, но уже в коллаборации с Китайскими производителями.

Неприхотливый в ремонте, живучий, дешевый, простой как три копейки Минск безусловно был лучшим легким Советским мотоциклом своего времени.

3 МЕСТО - ИЖ ПЛАНЕТА 5

"Планета-5" – безусловно самый популярный мотоцикл Ижевского завода. Мотоцикл начал выпускаться в 1987 году и стал логическим продолжением успешной линейки мотоциклов "Планета". Он вобрал в себя все лучшие наработки предыдущих моделей и стал венцом эволюции серии в целом.

мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5
мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5

Сразу после своего появления мотоцикл покорил сердца многих советских граждан, ведь при относительно невысокой стоимости он смотрелся очень современно и можно сказать по заграничному. Даже на фоне Явы 350 (а это напомню было “Феррари” среди мотоциклов в СССР) он выглядел очень достойно.

мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5
мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5

Важным преимуществом была максимальная простота конструкции и надежность. Практически любую поломку можно было устранить своими руками, имея базовый набор инструментов. Запчасти были недорогими и легкодоступными. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 346 кубов который выдавал 22 лошадиные силы и развивал скорость до 120 км/ч. За счет модернизации двигателя инженерам удалось уменьшить расход топлива относительно 4 Планеты до 5 литров на 100 км пути в режиме одиночки и до 7 литров с коляской.

мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5
мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5

Улучшенная система охлаждения и модернизированная подвеска сделали его отличным выбором для повседневного использования. Конечно, на мотоцикле ездили не только в городе, любили его и на селе.

В какие только дебри и болота его не загоняли, а он все равно полз и с коляской, и с прицепом.

Надежный как лом, мотоцикл стал во истину народным, годами он без устали возил людей как на работу, так и в соседнюю деревню на дискотеку, а сколько всего выло перевезено в коляске Планеты невозможно сосчитать.

мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5
мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5

Не смотря на все свои плюсы для конца 80х годов Планета 5 была безнадежно устаревшей моделью, ведь в мировой мотоциклетной промышленности в то время уже вовсю использовали более современные 4х тактные двигатели, а после развала Союза когда на нашем рынке стали появляться Японские мотоциклы, популярность ИЖей стала неуклонно падать. Однако Планета-5 безусловно навсегда останется в истории нашего мотопрома как один из лучших Советских мотоциклов среднего класса.

2 МЕСТО - УРАЛ 8.103-10

Пожалуй, главное имя Советского мотопрома и безусловно самый известный Советский мотоцикл в мире! Он снискал такую славу, что его до сих пор можно увидеть как в голливудских фильмах, так и в частных коллекциях мировых знаменитостей, включая Брэда Питта и короля Иордании Абдаллы II.

Брэд Питт с семейством на мотоцикле Урал
Брэд Питт с семейством на мотоцикле Урал

Корни этого легендарного мотоцикла уходят в тяжелые послевоенные годы, когда в СССР началась постепенная трансформация бывшей военной техники в гражданский транспорт. Модернизация не обошла стороной и Ирбитский военный мотоцикл М-72 (про который мы ранее с вами уже говорили). Улучшение и адаптация мотоцикла для гражданских нужд коснулась всех ключевых аспектов: появился новый двигатель, улучшенная подвеска, более совершенные технические решения и в 1961 году Ирбитский завод выпустил первую модель мотоцикла под названием М-62, который и получил свои имя “Урал”.

 Мотоцикл М-62 Урал
Мотоцикл М-62 Урал

Именно этот мотоцикл считается прародителем всех гражданских «Уралов». Однако надо признать, что модель оказалась не очень популярной, и производство свернули спустя несколько лет. Но процесс уже был запущен. Инженеры занимались постоянным поиском оптимальных решений и стали больше внимания уделять комфорту, эргономичности и удобству обслуживания, и в 1963 году с конвейера сходит M-63 или Урал 2 который имел уже больший успех и выпускался до 1971 года.

 Мотоцикл М-63 Урал
Мотоцикл М-63 Урал

В результате дальнейших модернизаций рамы и подвески, повышений мощности и надежности двигателей в свет выходили отличные модели мотоцикла M-66 и М-67, в дальнейшем Урал ждали еще ряд модификаций пока в 1987 году не появился самый массовый и самый желанный Ирбитский мотоцикл Урал 8.103-10, в миру его еще называли "табуретка".

мотоцикл Урал 8.103-10
мотоцикл Урал 8.103-10

Мощный, статный и брутальный мотоцикл, который хотели иметь тогда многие. Он имел оппозитный 4х тактный двигатель объемом 649 кубов мощностью 36 л.с который разгонял мотоцикл до 105 км в час.

мотоцикл Урал 8.103-10
мотоцикл Урал 8.103-10

Наличие передачи заднего хода, столь необходимого для тяжелого мотоцикла с коляской, значительно улучшили маневренность, а отчасти и проходимость Урала. Надежный карданный вал, мягкая подвеска, удобная коляска и большой багажник делали этот мотоцикл по настоящему семейным транспортом, и он отлично подходил для поездок на дальние расстояния.

мотоцикл Урал 8.103-10
мотоцикл Урал 8.103-10

Кстати, Урал, как и его брат Днепр считался стратегической техникой, поэтому мотоциклы ставились на учет в военкомате и подлежали мобилизации в случае масштабной войны. Мотоцикл был престижным, стоил дорого и при цене в 1800р в 1980х годах обычному советскому гражданину потребовалось бы 9 зарплат чтобы его приобрести.

мотоцикл Урал 8.103-10
мотоцикл Урал 8.103-10

«Урал» — это не просто мотоцикл, это живая легенда, прошедшая путь от военной машины до культового байка, который ценят во всем мире. Безусловно лучший Советский тяжелый мотоцикл.

И кстати это один из немногих мотоциклов из СССР, который производится и пользуется спросом и по сей день!

Ну что друзья, вот мы и добрались до первого места. Многие из вас наверняка уже догадались какой именно мотоцикл лидирует в нашем рейтинге?

Безусловно мне было не легко определиться с победителем, было много прекрасных кандидатов. Я перелопатил огромное количество форумов, перечитал кучу статей и отзывов людей, которые владели этим мотоциклом после чего окончательно убедился в том, что почетное первое место среди лучших Советских мотоциклов занимает:

1 МЕСТО - ИЖ ЮПИТЕР-5

Один из самых массовых, популярных и любимых советских дорожных мотоциклов среднего класса. Производство этой модели началось уже ближе к закату СССР в 1985 году на Ижевском машиностроительном заводе и продолжалось более 20 лет, вплоть до 2008 года. За это время Юпитер 5 стал настоящим символом эпохи и завоевал любовь тысяч простых людей.

мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5
мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5

Этот универсальный мотоцикл среднего класса был предназначен как для города, так и для села, но именно за способность преодолевать бездорожье его полюбили жители периферии.

Съездить на рыбалку, в лес за грибами, отвести рассаду на дачу, это была такая “рабочая лошадка”, мини грузовик если позволите и по-настоящему народный мотоцикл в свое время.

Сколько перевезли картошки, дров и прочих жизненно необходимых грузов в коляске Юпитера, сколько миллионов раз съездили на нем к месту работы. Этот мотоцикл выручал людей и в Советское время и тяжелейшие 90е годы.

мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5
мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5

Разработка Юпитер-5 велась с учетом многочисленных отзывов владельцев предыдущей модели - Юпитер-4. Инженеры Ижевского завода внесли существенные изменения в конструкцию, улучшив надежность и удобство эксплуатации.

мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5
мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5

Модель создавалась как универсальный мотоцикл и прямой конкурент Чехословацкой Яве 350. Сердцем Юпитер-5 стал модернизированный двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом 347 кубических сантиметров. Мощность была немного снижена с 28 до 24 лошадиных сил в пользу увеличения крутящего момента. Это позволило улучшить тяговые характеристики мотоцикла на низких оборотах.

мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5
мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5

Максимальная скорость Юпитера составляла 125 километров в час при весе в 160 кг. Мотоцикл отличался неплохой экономичностью - расход топлива составлял 5-6 литров на 100 километров при использовании топливной смеси 76 бензина с маслом. Это был надежный и долговечный мотоцикл. Металл не ржавел после десятилетий эксплуатации, а простота конструкции и доступность запчастей позволяла самостоятельно ремонтировать мотоцикл в любых условиях.

мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5
мотоцикл ИЖ ЮПИТЕР-5

Мотоцикл, конечно, был доступным, но нельзя сказать, что он был совсем дешевым, по стоимости Юпитер относился скорее к среднему ценовому сегменту. В 80е годы ориентировочная стоимость Юпитер-5 была на уровне 1000-1200 рублей, при средней же зарплате по Союзу в 200-220 рублей в месяц.

ИЖ Юпитер 5 — это целая эпоха, это ностальгия по юности, по свободе, по романтике дорог. И хотя производство этой модели давно прекращено, найти "живой" ИЖ Юпитер 5 можно и сегодня. Они до сих пор в строю и продолжают нас радовать!

_______

Наш официальный сайт: https://kvadrobaza.ru

Наши шлемы Reezons на WB: https://clck.ru/3FTr6L

Наши шлемы Питбаза на WB: https://clck.ru/3FtSrF