Найти в Дзене

Мои фотографии техники из 80-90-х годов. Часть 10. Поностальгируем?

Давненько я не публиковал ретро-подборки из моей фотоохоты 30-40-летней давности на транспорт и прочую технику. Исправляюсь. Вновь показываю свои фото 80-х, 90-х и начала 2000-х годов. Поностальгируем вместе по тем временам, когда мы были молодыми, когда небо было голубее, трава зеленее, вода мокрее, а сахар слаще. Надеюсь, что каждый из вас найдет среди этих фотографий что-то интересное для себя. Приятного просмотра. Делитесь в комментариях своими воспоминаниями.

Ссылки на предыдущие подборки моих фото см. в конце статьи.

Итак, город Горький, 1981 год. В фокусе моего объектива оказалась Победа М-20, так называемой второй серии – с двухэтажной решеткой из тонких хромированных полос. Несмотря на то, что производство Победы второй серии закончилось в 1955 году, а третьей серии – в 1958-м, эти машины были весьма распространены даже в 80-е годы и не вызывали какого-то особого удивления среди более современных Волг, Москвичей, Жигулей и Запорожцев. Несмотря на почтенный возраст, как минимум, данному экземпляру на момент съемки было 26 лет, а может и может и все 33 года (выпускалась такая Победа с 1948 года), машина выглядит весьма достойно – не мятая, не битая, не ржавая. Что, в общем-то, не удивительно, в ту пору на личных авто, как правило, не ездили круглогодично – только летом, по выходным или в отпуск, в деревню, на дачу, а остальное время «ласточка» хранилась в гараже.

На заднем плане типичные представители того времени – ижевский Москвич-412ИЭ, УАЗ-469, КАМАЗ-5410 со штатным полуприцепом ОДАЗ-9370, выпускавшимся Красноярским заводом автоприцепов.

Горьковчане/нижегородцы, узнаете место съемки? Пишите в комментариях.

Тоже город Горький, но уже 1982 год. Автобус ЛАЗ-699Р Турист-2 на автовокзале на площади Лядова (ныне не существующем). Эта 41-местная модель выпускалась с 1979 года и в начале 80-х получила весьма широкое распространение на междугородных маршрутах Горьковской области, наряду с Икарусами-255/256. Мне многократно приходилось ездить на таких автобусах, от поездок остались только положительные впечатления. По сравнению с «коротким» ЛАЗ-697Н, салон 699Р оснащался более удобными креслами с откидной спинкой, над каждым местом было индивидуальное освещение и вентиляция, стенки салона имели мягкую обивку из кожзама. А уж по сравнению с более ранними ЛАЗ-697М/695М и ЛАЗ-697Е/695Е это был верх совершенства – в салоне не пахло выхлопными газами! Помню, что из Горького ЛАЗ-699Р ходили в Арзамас, Дальнее Константиново, Павлово, Выксу… А вот на маршрутах в Чебоксары и Москву такие автобусы не были замечены, там работали только Икарусы.

Заметьте, по соседству с ЛАЗом стоят ПАЗ-672. ПАЗики тоже широко использовались на междугородных маршрутах Горьковской области, обслуживая направления с меньшим пассажиропотоком и, возможно, с худшими дорожными условиями, например, Шатки, Вад, Бутурлино…

-2

Икарус-260 образца 1981/1982 года, о чем говорит регистрационный номер, нового образца, выдача таких номеров в Горьком началась в 1982 году. На городских Икарусах этого периода стали устанавливать широкие форточки, прежде стояли узкие форточки. Отмечу, что Икарус-260 стал самой массовой среди всех моделей венгерских автобусов, поставлявшихся в СССР. Закупки 260-х стартовали в 1973 году, а по состоянию на 1991 год было импортировано 48.262 таких автобуса.

Запечатленный мной в 1982 году автобус работал на одном из самых напряженных маршрутов города Горького: 45Э Седьмой микрорайон – Автостанция Сенная.

-3

А это уже привет из 1992 года. Нижний Новгород, автобаза нижегородских телефонистов (не знаю, как правильно называлась тогда эта организация). В кадр мне попала весьма редкая модификация ГАЗ-53А – ГАЗ-53-07 для работы на сжиженном газе. Такую версию Горьковский автозавод выпускал с 1976 по 1984 год. Надстройка тоже весьма интересная и старая, образца 70-х – начала 80-х годов, – ассенизационная машина АНМ-53, еще с характерными пеналами по бокам от бочки. Производил такую технику Арзамасский завод коммунального машиностроения. Несмотря на возраст, машина выглядит очень бодро.

-4

Это тоже 1992 год, тоже Нижний Новгород. На Нижегородской ярмарке в ту пору проходила автомобильная выставка. На моем фото: один из представленных экспонатов – бронированный инкассаторский автомобиль Коналю-330 на базе «санитарки» УАЗ-3962. Такую технику выпускала фирма «Коналю», на тот момент практически единственное отечественное предприятие, специализирующееся на такой технике. Отмечу, что в 90-е годы, в новых экономических условиях, резко возрос спрос на инкассаторские броневики, и специализированные предприятия по производству таких машин стали появляться как грибы после дождя. В моем детстве, в 70-е годы, деньги возили на обычных легковых автомобилях, а также на фургонах – от Москвич-433 до полуприцепов-фургонов к КАМАЗу. Отлично это помню, так как жил по соседству с Госбанком и регулярно наблюдал, как инкассаторы грузили мешки с деньгами – как с банкнотами, так и со звонкими монетами.

-5

Нижний Новгород, 1993 год. Классический, не экспортный, Москвич-403, к тому же еще и прекрасно сохранившийся. В ту пору это была не экзотика, а обычная рабочая лошадка. Во времена СССР частники, ставшие когда-то счастливыми обладателями собственного авто, холили и лелеяли своих «ласточек», выезжали на них только по праздникам, благодаря чему, машины служили десятилетиями. Напомню, что Москвич-403 выпускался с 1962 по 1965 год. На смену ему пришел Москвич-408.

Заметьте, на заднем плане Икарус-263, работающий на 74 маршруте. Горьковчане/нижегородцы, кто помнит, куда ходил этот маршрут? Пишите в комментариях.

-6

Классический РАФик «скорая помощь» – наиболее распространенная в советское время «неотложка». Если быть совсем точным – это РАФ-22031-01, представляющий собой переходную версию от 22031 (базовый автомобиль – РАФ-2203) к 2915 (базовый автомобиль – РАФ-22038). Итогом поставленной перед Рижской автобусной фабрикой имени XXV съезда КПСС задачи по резкому повышению качества выпускаемых микроавтобусов (которое в 80-е годы стремительно падало) должен был стать запуск модернизированной модели РАФ-22038. Чтобы ускорить производство новинки завод с 1987 года начал выпускать переходную версию РАФ-2203-01. На ней уже устанавливался новый двигатель ЗМЗ-402.10 с бесконтактной системой зажигания и двухконтурные тормоза. Внешние изменения сводились к новым алюминиевым бамперам, цельным стеклам в дверях кабины, новым зеркалам, отсутствию хромированных колпаков на колесах.

Фото сделано в Нижнем Новгороде, в 1993 году.

-7

Этот балластный тягач на шасси тяжеловоза МАЗ-537 я снял в 1993 году при посещении предприятия по перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов, что располагалось на окраине Автозаводского района Нижнего Новгорода. Такие МАЗы первоначально выпускал Минский автомобильный завод (в 1960-1965 гг.). В 1963 году документация на МАЗ-537 была передана на Курганский завод колесных тягачей. КЗКТ выпускал эту модель вплоть до 1990 года.

-8

Аэродромный топливозаправщик ТЗА-7,5-5334 на базе МАЗ-5334, приписанный к Нижегородскому аэропорту, повстречался мне в Автозаводском районе Нижнего Новгорода в 1993 году. Честно говоря, мне прежде не доводилось встречать специальные аэродромные автомобили за пределами аэропорта. И вдруг такой нежданчик. Может водитель на обед поехал, история умалчивает.

Выпускал такие машины Тихорецкий завод химического машиностроения "Красный молот". Они предназначались для механической заправки летательных аппаратов авиационным топливом. Производство ТЗА-7,5-5334 продолжалось с 1977 по 1992 год.

-9

Вот еще один топливозаправщик – АТЗ-4,0-131 на шасси ЗИЛ-131 (хотя, возможно, это АТЗ-4,3 либо АТЗ-4,4, внешне их не различить). Одним из производителей такой техники для нужд вооруженных сил был Воскресенский завод «Машиностроитель» в Московской области. В 90-е годы много таких машин было передано из армии в гражданские организации.

Фото сделано мной в 1994 году в Нижнем Новгороде около катера «Герой», во время смотра готовности коммунальной техники к зимнему сезону. По соседству два ПАЗика – 672 и 3205. Пятью годами ранее первый сняли с производства, а второй запустили в серию. В ту пору обе модели массово сосуществовали в эксплуатации.

-10

Экземпляр на этом фото был уже большой редкостью даже в 90-е годы. Это пожарная автоцистерна АЦП-20(63)-19М (либо просто ПМГ-19М) на шасси ГАЗ-63, выпущенная в 1967 году. Производством этой модели занимался Варгашинский завод противопожарного оборудования в 1964-1967 годах.

Столь необычный ракурс я сделал с крыши пожарной части. В ту пору, это был 1995 год, я затеял сделать масштабную модель данного пожарного автомобиля, для чего потребовался выезд в отдаленные места Нижегородской области, замеры и фотосъемка с разных ракурсов.

-11

Еще один пожарный раритет – автомобиль технической службы АТ-2(157К)-ТА 1969 года выпуска на базе ЗИЛ-157К. Данный автомобиль комплектовался лебедкой, ручным краном-укосиной, компрессором, дымососом, двумя отбойными молотками, двумя пневматическими бетоноломами, двумя бензомоторными пилами "Дружба" и двумя переносными автогенорезательными ранцевыми установками. Выпуск этой машины в крайне небольших количествах осуществлял Новоторжокский машиностроительный завод. С 1960 по 1971 год было сделано менее 200 экземпляров.

Сей экземпляр (практически в идеальном состоянии) мне выпала удача сфотографировать в 1995 году в г. Дзержинске Нижегородской области. Для того, чтобы сделать фотосессию, доблестные пожарные выгнали для меня эту краснокнижную машину аж из бомбоубежища.

-12

Троллейбус моего детства – МТБ-82Д. На таких я ездил в конце 60-х – первой половине 70-х годов в Горьком. Данный экземпляр был отреставрирован и поставлен на ход в 1997 году, к 50-летнему юбилею начала троллейбусного движения в Горьком. Тогда по случаю праздника на площади Минина и Пожарского состоялась выставка ретро-троллейбусов и современного подвижного состава. Затем колонна проследовала с пассажирами от пл. Минина и Пожарского по ул. Варварской, пл. Свободы, ул. Горького, пл. Горького, ул. Большой Покровской, пл. Лядова, пр. Гагарина, ул. Бекетова до троллейбусного парка № 1. Мне посчастливилось быть пассажиром МТБ-82Д. На фото я запечатлел финал маршрута около троллейбусного парка. В кадр попал еще один ветеран – ЗИУ-5.

-13

То, что видите на фото ниже – это не заготовка будущей вахтовки на шасси ГАЗ-3307 с кузовом от ПАЗ-3205. Это транспортировщик автобусных кузовов. Фото мне довелось сделать во время поездки на Павловский автобусный завод в 1998 году.

-14

Следующее фото тоже из 1998 года, только сделано уже в Москве, около заводоуправления ЗИЛ. Если внимательно приглядеться, то это не простая гармошка Икарус-280, а совсем экзотическая для СССР, удлиненная версия Икарус-283. Таких машин в период с 1988 по 1991 год была импортирована всего 181 штука. Работали ли 283-и еще где-то кроме Москвы, я не знаю. Кто в курсе, пишите в комментариях. На фото машина 1990 года выпуска.

-15

В наши дни Машиностроительный завод «ТОНАР» известен, как самый крупный производитель прицепной техники в России. А когда-то он начинал с передвижных торговых ларьков. Один из таких автомагазинов на базе «Бычка» ЗИЛ-5301 мне попался в 1998 году в Москве около станции метро Улица 1905 года. В 90-е торговля с колес была привычной картиной как в столице, так и в регионах. Собственно «Бычок» в ту пору еще был диковинкой. Его серийный выпуск стартовал в 1996 году. И если в Москве эти грузовички уже встречались, то в Нижнем Новгороде я их видел, по большей части, только на выставках.

-16

Москвичи, узнаете МАЗ-103 в столь непривычном для столицы окрасе? А ведь такое действительно было. Мне этот экземпляр 2000 года выпуска довелось сфотографировать на конечной остановке ВВЦ Северная в 2001 году. По соседству – ЛИАЗ-677М, обычная для того времени картина. На 677-х мне приходилось ездить в Москве вплоть до 2003 года. Возможно, еще какое-то время они использовались на маршрутах, уже не припомню. Кто помнит, пишите в комментариях. Кстати, маршрут 195 еще жив?

-17

А это Музей московского транспорта на заре своего существования, когда он базировался на территории трамвайного депо рядом с ВДНХ. По центру – ЗИС-155 и ЗИЛ-158, а по бокам ЗИС-154 и еще один ЗИЛ-158 (Ликинского завода). Съемка 2001 года.

-18

Кубань, куда ж без нее… Ох уж этот параллельный автопром, как он будоражил меня своей неизведанностью в детские годы. Автобусы есть, даже какие-то марки были известны, названия которых присутствовали на заводских эмблемах – Кубань, Уралец, Чернигов… Но о них ничего не было неизвестно, не писали ни в книжках, ни в журналах, не рассказывали в репортажах по радио и ТВ.

Весьма приличный экземпляр Кубани с индексом Г1А1-02 и модной надписью CHEBOKSARY мне довелось запечатлеть в столице Чувашии в 2002 году, во время поездки на завод «Промтрактор». Эта машина из самых последних, выпущенных Краснодарским механическим заводом «Кубань» в 1992 году. После прекращения производства грузовиков ГАЗ-53-12, являвшихся базовыми для автобусов Кубань (как раз таки в конце 1992 года), свернули и выпуск Кубаней. В дальнейшем, на базе ГАЗ-3307 завод выпускал обычные вахтовки.

-19

Эта сверхдлинная Газель – не оптическая иллюзия, не фотошоп и не первоапрельский розыгрыш. Это настоящий удлиненный автобус, который мне довелось сфотографировать в Московской области в 2003 году. Просто случайно проезжали с приятелем на машине мимо какой-то (уже не помню) автостанции, а тут ТАКОЕ стоит. Пришлось специально остановиться, чтобы запечатлеть сей раритет для истории, для потомков. Сие чудо с индексом 3287-0000010 выпускал Завод автомобилей малых серий в Нижнем Новгороде. Всего в начале 2000-х было сделано несколько десятков таких машин. Данный экземпляр 2003 года выпуска. Потом Горьковский автозавод стал «закручивать гайки», чтоб не повадно было всякому непойми-какие автобусы выпускать на базе Газели.

-20

Ну, и в заключение фото для ценителей чехословацких трамваев TATRA. В кадр попали сразу четыре вагона (две сцепки) классической, наиболее известной в СССР, модели Т3. Однако эти машины не из советской поставки. Фотографию я сделал на родине TATRA– в Чехии. Если точнее, в Праге. Собственно, этот снимок был не только ради того, что это Татры. Здесь есть нюанс. Кто заметил? Пишите в комментариях.

-21

Спасибо за то, что досмотрели и дочитали!

Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

/////////////////

Обещанные ссылки на некоторые предыдущие подборки моих фото см. ниже: