Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Причёски 16 века, похожие на стрижки «каре»

Продолжение к статье: «Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки». В конце той статьи я разместила вот этот портрет. Принцесса Мария Тюдор (1496 – 1533), которую выдали в 1514-м году замуж за французского короля Людовика XII – того, что много лет был мужем Анны Бретонской. Супруг вскоре умер, Мария вернулась в Англию… Но речь не о судьбе английской принцессы, а о двух портретах, где она запечатлена без модного чепца арселе. Один портрет написан около 1520 года. А вот этот портрет датируется 1514-м годом. Вероятно, написан вскоре после свадьбы принцессы. Причёска на портретах одна, только здесь на голове Марии берет. И вот что удивляет… Ведь чепцы арселе носили поголовно все французские и английские дамы. У Мария Тюдор тоже есть портреты, где она в арселе. Но здесь – другой стиль. Как он появился во Франции? Видимо, под влиянием итальянской моды начала 16 века. Той самой, которую нам не показали в сериале «Борджиа»: «Костюмы из сериала «Борджиа». Что с ними не так и почему это х

Продолжение к статье: «Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки».

В конце той статьи я разместила вот этот портрет. Принцесса Мария Тюдор (1496 – 1533), которую выдали в 1514-м году замуж за французского короля Людовика XII – того, что много лет был мужем Анны Бретонской. Супруг вскоре умер, Мария вернулась в Англию…

Но речь не о судьбе английской принцессы, а о двух портретах, где она запечатлена без модного чепца арселе.

Один портрет написан около 1520 года.

Портрет Марии Тюдор, вдовы короля Франции, около 1520 года.
Портрет Марии Тюдор, вдовы короля Франции, около 1520 года.

А вот этот портрет датируется 1514-м годом. Вероятно, написан вскоре после свадьбы принцессы.

Причёска на портретах одна, только здесь на голове Марии берет.

И вот что удивляет… Ведь чепцы арселе носили поголовно все французские и английские дамы. У Мария Тюдор тоже есть портреты, где она в арселе.

Но здесь – другой стиль. Как он появился во Франции? Видимо, под влиянием итальянской моды начала 16 века. Той самой, которую нам не показали в сериале «Борджиа»: «Костюмы из сериала «Борджиа». Что с ними не так и почему это хорошо?»

Принцесса Мария Тюдор, около 1514 года. Предположительно, художник – Жан Перреаль.
Принцесса Мария Тюдор, около 1514 года. Предположительно, художник – Жан Перреаль.

Похожая причёска на портрете юной Изабеллы Португальской, которая стала женой Карла V Габсбурга.

Изабелла Португальская, 1520-е годы.
Изабелла Португальская, 1520-е годы.

А это – знатная испанская дама, которая перебралась в Голландию и вышла за графа Нассау.

Такая же причёска. Сразу можно подумать, что у дамы – стрижка типа «каре».

Напрашивается вывод, что дамы, проживающие на обширных территориях владений Габсбургов (в Испании, Австрии, Голландии) хоть и стали носить в конце 15 века чепцы арселе по примеру француженок, но в начале 16-го века от них отказались.

И возникла модель причёски, которую историки моды называют испанской.

Симон Бенинг. Менсия де Мендоса, третья жена Генриха III, графа Нассау и Бреды, 1531 год.
Симон Бенинг. Менсия де Мендоса, третья жена Генриха III, графа Нассау и Бреды, 1531 год.

Ниже – портрет Маргариты Валуа, сестры короля Франции Франциска Первого. (Не путайте с королевой Марго из романа Дюма).

Её стали называть Маргаритой Наваррской после того, как она стала женой Генриха д’Альбре, короля Наварры.

Отношения с братом у неё были плохие. И, быть может, поэтому она одевалась не по французской моде, а…

По какой? То ли по испанской, то ли по итальянской.

Жан Клуэ. Маргарита Наваррская, около 1530 года.
Жан Клуэ. Маргарита Наваррская, около 1530 года.

Хотя итальянские дамы в 1530-м году уже так не причёсывались.

Причёски, где волосы (или не волосы, а их украшение) заходили на уши, в Италии носили в первые 20 лет 16 века.

Корреджо. Женский портрет, около 1518 года.
Корреджо. Женский портрет, около 1518 года.

А затем итальянки стали носить другие прически и платья.

Платья стали пышны на плечах, а причёски сделались высокими, уши – на виду.

Бернардино Личинио. Женский портрет, конец 1520-х.
Бернардино Личинио. Женский портрет, конец 1520-х.

Но в Испании и Португалии причёски «на уши» задержались в моде надолго.

Вот один из самых красивых портретов 16 века. Та же Изабелла Португальская, но спустя 20 лет.

Не нужно говорить мне, что художник польстил этой даме:) Да какая разница, как она в реальности выглядела? Главное, что картина прекрасна. И наряд, и причёска, и все украшения… Глаз не отвести.

Портрет Изабеллы Португальской работы Тициана, 1548 год.
Портрет Изабеллы Португальской работы Тициана, 1548 год.

Ещё один милый портрет юной принцессы.

Веночек из роз в волосах… Я такое уже где-то видела. Но не на портретах Ренессанса, а на портретах середины 19 века.

А ещё я когда-то писала статью:

Причёски 1850-х, похожие спереди на современные стрижки. Почему они появились в тот период?

Вот теперь я знаю, почему:) Потому что мода времён кринолинов – это «второй ренессанс». А не «эпоха второго рококо». Как-нибудь выберу время и аргументирую эту свою мысль.

Мария Мануэла Португальская, первая жена Филиппа II. Начало 1540-х.
Мария Мануэла Португальская, первая жена Филиппа II. Начало 1540-х.

В наряде принцессы интересное сочетание оттенков. Цвет «пыльной розы» с оливковым. Мягкая гармония...

Ну, что тут сказать? Гармоничному сочетанию оттенков люди научились ещё во времена позднего Средневековья. А в начале 16-го века искусство сочетания оттенков довели до совершенства.

Мария Мануэла Португальская, первая жена Филиппа II. Начало 1540-х, неизвестный художник.
Мария Мануэла Португальская, первая жена Филиппа II. Начало 1540-х, неизвестный художник.

Загадочные портреты несчастной Элеоноры Австрийской.

«Угадай, какой здесь цветок»… Вечерние платья и венчики для причёсок.

«Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки».