Штурман Михаил Жаков совершил 193 боевых вылета и прошел путь от Курска до Берлина. Он летал на бипланах У-2, Р-5 и транспортнике Ли-2. Михаил не раз выполнял сложные задания в немецком тылу и неоднократно попадал под обстрел вражеской ПВО. В сегодняшнем материале рассказываем о судьбе ветерана. Вы узнаете, что он вспоминал о суровых годах Великой Отечественной и о том, как проходили его самые сложные вылеты.
Первые бои
Михаил родился 17 ноября 1922 года в деревне Махов Колодезь под Курском в крестьянской семье. После школы поступил в педагогическое училище в городе Суджа. Окончил его по специальности учителя начальных классов. В 1940 году был призван в Красную Армию и зачислен в авиационное училище, располагавшееся на станции Олсуфьево Брянской области. Перед войной Жаков успел сделать несколько полетов и прошел практически весь курс теоретической подготовки. На седьмой день Великой Отечественной училище подверглось атаке немецких бомбардировщиков. Вскоре курсантов эвакуировали в город Славгород на Алтае.
Жаков выпустился из училища в ноябре 1941-го и в начале следующего года был направлен на фронт в должности летчика-наблюдателя (фактически штурмана) У-2. Это был тихоходный биплан, разработанный для обучения пилотов. В военное время самолет переоборудовали для ночных бомбардировок, так как днем из-за низкой скорости У-2 был легкой добычей для немецких истребителей. Свой первый боевой вылет Михаил совершил в районе города Старый Оскол Курской области неподалеку от своей родной деревни. Вот что он вспоминал:
«Холодно. Я помню, мороз был 42 градуса и неотапливаемый самолет. Даже взяться не за что. Мороз и холода приносили нам большой вред. Как я одевался? На ногах, как правило, собачьи унты (уже только в конце были овечьи), на подошве подшит войлок, в середине лежит стелька из войлока. К этому придавались меховые носки. Можно назвать их маленькими унтами. Дальше — носки из верблюжьей шерсти. И ноги, если долго лететь, все равно замерзали. Тепла не хватало.
В начале как-то не верилось, что на таком самолете можно делать боевые вылеты. Цели мы получали из штаба наземных войск. Говорили, что во время нанесения бомбовых ударов нам будут подсказывать, где цель, где бомбить. Артиллеристы, услышав гул самолета, должны были стрелять по цели трассирующими снарядами. Мы, подлетая к цели, видим трассы: куда снаряды летят, туда и наносили удары. Смотрю, дело пошло нормально. Один полет, другой, а там уже полсотни. Оказывается, можно и на таком самолете воевать».
Герой-орденоносец
В июне 1942 года Михаил Петрович Жаков был награжден орденом Красной Звезды. В советских документах отмечалось, что он совершал по 2-3 вылета за ночь. Его экипаж к середине 1942 года сбросил 3,4 тонн бомб и 495 тысяч листовок. Не раз ему приходилось прорываться через заградительный огонь зениток противника. Однажды немецкий снаряд повредил верхнюю часть крыла, но самолет Жакова смог совершить посадку. Со временем он освоил биплан Р-5 и транспортник Ли-2. Вскоре опытного штурмана перенацелили на поддержку партизан. Его самолет совершал вылеты в глубокий тыл противника и доставлял народным мстителям продовольствие, боеприпасы и медикаменты. На обратном пути летчики забирали раненых и детей. Жаков также занимался высадкой разведгрупп.
В работе штурмана сложнее всего было сохранить ориентирование в темноте. Вот что вспоминал об этом Михаил Жаков:
«Летать ночью было очень трудно. Могу привести один маленький пример, как мы летали. Было получено такое задание: партизаны организовывают ночной налет на немецкую комендатуру в районе станции Навля Брянской области и попросили поддержать их с воздуха. Так как я был штурманом эскадрильи, вся эта подготовка легла на меня. Я должен был рассчитать, когда вылетать, какие бомбы взять и когда появиться над целью и начать операцию.
Начинается штурм. Я рассчитал время вылета, все сделал, как положено, а в радиограмме было сказано: "Бомбить такое-то село". Я полетел с летчиком Борисом Лахтиным, но, когда подошли к цели, глянули — а село-то растянулось километров на десять. Где бомбить-то? Я же не могу охватить четырьмя бомбами, которые были у меня на этом самолете, такое расстояние. Что делать? Я говорю:
— Борис, давай будем бомбить район церкви.
— А почему район церкви?
— Церковь всегда стоит на видном и удачном месте. Недалеко от церкви наверняка находится дом священника, а его дом как правило в селах самый лучший. Наверняка немцы остановятся в этом месте, в этом доме».
Экипаж Жакова успешно отбомбился по цели. Как выяснилось после боя, немцы действительно расположились в районе церкви. За годы Великой Отечественной Михаил Петрович Жаков совершил 193 боевых вылета и был награжден множеством орденов и медалей. Победу встретил штурманом эскадрильи в Берлине. В 1944 году женился, прожил вместе с супругой 70 лет.
В послевоенное время продолжил службу. Побывал в Чехословакии, Австрии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Китае, Северной Корее. В 1960 году был уволен в запас. Затем 28 лет работал в Курском объединенном авиаотряде гражданской авиации при «Аэрофлоте» на должности дежурного штурмана. Активно участвовал в общественной работе, выступал перед молодежью. В ноябре 2024 года Михаилу Петровичу Жакову исполнилось 102 года. Мы желаем ветерану крепкого здоровья и долгих лет жизни. А если вы хотите узнать больше историй героев Великой Отечественной, то приходите на выставки и экспозиции Музея Победы.
Источники:
1. Проект «Я помню»
2. Проект «Наши воины века XX»
3. Проект «Память Народа»
4. Проект «War-book»
#МузейПобеды