В этой статье наши эксперты Гюзель Гараева и Андрей Хохловский начали отвечать на основные карьерные вопросы рекрутера. Сегодня они помогут разораться еще в нескольких.
Каких компетенций не хватает?
Гюзель Гараева — сторонник популярного в XXI веке тренда на непрерывное образование в течение всей жизни. По мнению эксперта, наиболее эффективен процесс обучения через проект: когда вы должны выполнить какую-то работу, тогда вы начинаете прицельно искать информацию, необходимую, чтобы этот проект сделать успешным.
«Я сама учусь на протяжении всей моей карьеры. В 1997 году в Уфе я пришла в компанию своей мечты — Coca-Cola, и очень быстро мне представился шанс карьерного роста. Решила принять участие в конкурсе на должность HR-менеджера, хотя до этого ничего не знала об этой сфере и работала администратором ресепшен всего 2 месяца. Мои британские начальники удивились такой смелости, но понимали, что в конце 1990-х в Уфе было сложно найти специалиста с релевантным опытом и образованием в области HR. Я получила это место и постоянно училась в процессе работы. Мне импонирует модель корпоративного обучения Чарльза Дженнингса 70/20/10. 10% знаний сотрудник получает традиционно через тренинги, 20% приходится на обучение при взаимодействии с руководством и коллегами, 70% — это эмпирическое обучение через реальные ситуации на рабочем месте».
► ШАГ 4: определиться, каких знаний, компетенций, опыта вам не хватает для развития в карьере, профессионального роста.
4К (критическое мышление, коммуникации, кооперации и креативность) — это универсальные компетенции в новой реальности, необходимые любому специалисту, а не только эйчарам. Мы должны уметь взаимодействовать с другими людьми, грамотно доносить свои мысли, критически смотреть на всё вокруг, в том числе на бизнес-процессы в компании, быть креативными в создании новых продуктов и в разработке проектов. Кризис — катализатор всех процессов, поэтому нам пригодится решительность.
Также нужно разбираться в новых цифровых решениях. Цифровые навыки входят в список требований к эйчару сегодня. По статистике hh.ru за 5 месяцев этого года, число вакансий с требованием знания CRM-системы в сфере «Управление персоналом» выросло почти на треть, если сравнивать с аналогичным периодом 2021 года.
Цифровизацию рекрутмента Гюзель Гараева назвала одной из важных точек роста для HR-специалистов. А мнение, что подбор можно вести в Excel и файлах на компьютере, она считает ошибочным. Сегодня для этого существуют различные программы, позволяющие быстро и эффективно решать рабочие вопросы. Пример удачного решения для автоматизации подбора — российская облачная CRM-система Talantix, интегрированная в экосистему для решения HR-задач hh.ru. Этот сервис освобождает рекрутеров от рутины, ускоряет закрытие вакансий, упрощает коммуникации с кандидатами и линейными руководителями.
Какие специалисты наиболее востребованы в наши дни в HR?
T-shaped-специалисты — это люди с сильной экспертизой, хорошо развитыми навыками в одной сфере (вертикаль в «Т») и способностями, знаниями в областях, которые не относятся к основной сфере, но полезны в более широком контексте (горизонталь в «Т»).
Гюзель Гараева:
«Например, вы профи в социальных выплатах, а в целом вы дженералист и неплохо разбираетесь в кадровом делопроизводстве, знаете Трудовой кодекс РФ, обладаете опытом в подборе сотрудников. Такие специалисты востребованы именно сейчас, так как мы живём в очередном кризисе, когда происходит оптимизация расходов, сокращение персонала. Бизнесу важно иметь в команде многостаночников, которые могут как быть узкими специалистами в отдельной области, так и работать в других проектах».
В каком направлении идти?
► ШАГ 5: выбрать, какой тип карьеры и какой формат работы вам сейчас больше всего подойдёт.
На этом этапе нужно решить — либо вы поднимаетесь по карьерной лестнице в той компании, где работаете, либо вы меняете траекторию, если устали трудиться на одном месте, вам не дают развиваться или у работодателя нет таких возможностей.
Что делать?
Вариант № 1: Успешная карьера в найме — повышение на нынешнем месте работы, переход на другую должность, в другой отдел и т. д.; либо смена компании для карьерного развития.
Вариант № 2: Параллельная карьера. Работа в компании + частная практика (HR-консалтинг, тренинги, проектная работа с малым и средним бизнесом).
Вариант № 3: Свободное плавание — предприниматель, консультант, рекрутер-фрилансер, HR-эксперт.
Если с первыми двумя пунктами все более-менее понятно, то решиться бросить все и уйти во фриланс - задача не для слабонервных. В следующий раз наши эксперты расскажут, что это за зверь, стоит ли его бояться и с чего начать его приручение.