Уже 22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории Советского Союза была объявлена всеобщая мобилизация, которая начиналась 23 июня 1941 года.
Военнообязанные 1905-1918 годов рождения были обязаны явиться в военкоматы по месту жительства или месту нахождения для последующего убывания в действующую армию. Мобилизация проходила в 14 военных округах из 17. Военкоматы осаждали толпы юнцов, которые боялись, что не успеют повоевать, ведь "война скоро закончится".
В течении первой недели войны было призвано в Красную армию, ВМФ и войска НКВД СССР около 5,35 млн. военнообязанных, из них около 500 тысяч командиров запаса. Уже к 1 июля 1941 года численный состав РККА вырос почти вдвое.
В военкоматах озвучивались такие требования: по призыву гражданин должен был немедленно покинуть рабочее место, побрить голову, взять документы, удостоверяющие личность, и отправиться в призывной пункт.
Многие приходили небритыми, поэтому при военкоматах были развернуты мобильные парикмахерские.
Мобилизованным в военных комиссариатах выдавали вот такие справки (форма была произвольной и отличалась, в зависимости от регионов):
План мобилизации МП-41 был выполнен в установленные сроки, но возникли проблемы с передачей в Красную армию грузовиков, тракторов, телег и лошадей. Дороги приграничной зоны усиленно бомбились противником, железнодорожные пути были запружены эшелонами и тоже усиленно бомбились.
Уже в июле 1941 года стало очевидно, что принятых мер недостаточно. Красная армия несла потери, отступала, попадала в "котлы". Поэтому снова началось формирование новых дополнительных дивизий и бригад.
Для этого привлекалась часть призывников из первой волны мобилизации, а также местные ресурсы на местах, из которых пополнялись потрепанные на фронте части. В августе 1941 года началась мобилизация в тех округах, которые ранее не были захвачены мобилизационной кампанией. И уже 10 августа вышло постановление ГКО №452сс (совершенно секретное), которое утвердило вторую волну мобилизации.
Были призваны на фронт военнообязанные 1922 – 1923 годов рождения, остатки возрастов 1905 – 1918 годов рождения, а также призывники 1904-1890 годов рождения. Многие из них оружие в руках держали еще в Первую империалистическую, требовалось их переобучение. Вторая волна мобилизации дала армии дополнительно 6,8 миллионов бойцов и командиров. И это помимо записи в народное ополчение, добровольческие формирования и истребительные батальоны.
Казалось, это были огромные людские ресурсы. Но если учитывать потери в РККА, ВМФ СССР и войсках НКВД с июня до по декабрь 1941 года, становится очевидно, эти миллионы красноармейцев и командиров были призваны заместить павших и взятых в плен и попытаться своей грудью остановить врага.
Так, например, исследователь Г.Ф. Кривошеев утверждает, что к тому времени Красная армия потеряла 3,13 млн. штыков и сабель. Другие исследователи называют цифры от 4 млн. до 7 млн. человеческих потерь только в РККА.