Найти тему

«Либо в покойники, либо в полковники». Воспоминания русского офицера о наполеоновских войнах.

Оглавление
М.М.Петров. Полковник, кавалер и ветеран
М.М.Петров. Полковник, кавалер и ветеран

Прелюдия.

В семье небогатого воронежского чиновника М.И. Петрова было четыре сына и одна дочь. Все сыновья пошли служить в армию, по завету своего отца:

«…дворянское сословие не платит податков государственных деньгами, владея вотчинами…. взамен того и в плату за почет, по неоспоримой справедливости дети обязаны наряду с другими заплатить за свое почетное звание трудами военными и потоками крови на поле чести… иначе были бы они чистые тунеядцы, могущие размножением себе подобных на беспрекословной от совести льготе задушить свое отечество, а не защитить…».

Первыми на службу в армию ушли два старших брата Алексей 19 лет и Николай 16 лет, отправившись в начале 1789 года на зимнюю квартиру армии Потемкина в Яссах. Там они были назначены сержантами в Смоленский мушкетерский полк. Уже летом братья участвовали в сражениях при Фокштанах и Рымнике, а затем и в штурме Измаила, где

«…от ранней зари 11 декабря 1790 года, чрез весь день остервенелая смерть рыскала, размахивая булатной косой ее…».

Оба брата, по окончанию этой войны, «за оказанные отличия» получили чины прапорщиков.

Русская линейная пехота при Потемкине.
Русская линейная пехота при Потемкине.

А в феврале 1797 года служить отправились оба младших брата – Иван 19 лет и Михаил, 17 лет.

Вот как раз Михаил и оставил свои воспоминания о «26 годах полевой службы», которые стали основой данного цикла статей.

Начало.

Итак, в феврале 1797 года Михаил Петров со своим братом Иваном отправились на службу в Смоленский мушкетерский полк, где находился один из их старших братьев – Николай и в который они несколько лет были записаны унтер-офицерами.

Тут братьям несказанно повезло, так как начало их службы совпало с восшествием на престол нового царя – Павла I.

Павел I тут же принялся за реформы, например, преобразовал гарнизонные батальоны в полки.

"По восшествии на престол император Павел Петрович соизволил преобразовать гарнизонные баталионы в полки, поставя их знанием порядка фрунтовой службы в уровень с полевыми полками, назначив в них офицеров из сухопутного кадетского корпуса, воспитанников графа Ангальта, гвардии и полевых полков сержантов, произведенных в прапорщики на многочисленные вакации, бывшие в гарнизонах прежних баталионов через удаление из них в инвалидные команды и в отставку стариков… "

Вот и младшие братья Петровы, получив чин прапорщиков, «поступили по высочайшему приказу, отданному при пароле в 19-й день февраля 1798 года, во Псковский гарнизонный Иванова полк».

Видимо братья выгодно выделялись на фоне остальных новоиспеченных офицеров, поэтому старший Иван занял должность полкового адъютанта и получил чин подпоручика. К концу года Иван уже поручик, а должность полкового адъютанта занял Михаил.

Вот как Михаил описывает тот период своей жизни:

«На первую пору нашего зелено-гибкого благородия, когда душа и сердце в молодых прапорных человечках суются куда зря и гнутся во всякую сторону по дуновениям на них ветров и зефиров житейских, милосердное провидение послало нам в напутствие коллежского асессора Е.А. Томина».

Оценив служебное рвение молодого адъютанта, полковой командир полковник Липнинский разрешил ему «употреблять несколько часов в неделю на обучения себя от городских учителей танцам и еще кое-каким познаниям, нужным офицеру».

Через своего наставника Томина братья познакомились с жителем Пскова, И.А. Ганнибалом (дедом А.С. Пушкина), владельцем большой библиотеки, где Михаил прочитал неизвестных мне авторов "... Лoppеня, Бюффона и Бoннета, доныне благотворных душе моей...".

Как полковой адъютант, Михаил поспособствовал отправке своего брата Ивана с маршевым пополнением из 204 унтер-офицеров и рядовых от Псковского гарнизонного полка в действующую Италийскую армию А.В. Суворова.

Рядовой мушкетерского полка при Павле I
Рядовой мушкетерского полка при Павле I

Близ моравского города Ольмюца сводная русская трехтысячная колонна маршевого пополнения от гарнизонных полков остановилась на привал.

В это же время по этой же дороге мчался русский военный курьер с депешами из Цюриха в Санкт-Петербург. Увидя знакомые мундиры, он не мог не остановиться, чтобы узнать последние известия с родины.

Общение с земляками, в котором и Иван Петров принимал активное участие, длилось четверть часа и курьер уже собирался оправиться дальше.

Но тут из конца колонны к ним дошел штабс-капитан Быков, как оказалось, бывший однополчанин курьера.

Увидев курьера и рядом с ним Ивана, Быков крикнул "Здравствуйте Алексей Матвеевич! Иван Матвеевич! Что же вы! Ведь это брат ваш родной!"

Так встретились два родных брата, которые не узнали друг-друга, так как виделись в последний раз почти десять лет назад.

Старший Алексей запомнил брата десятилетним мальчишкой, да и сам за эти десять лет повидал многое и сильно изменился. А фотографий тогда еще не придумали.

Было в этой встрече что-то удивительное, почти мистическое и об этом случае даже написали австрийские газеты.

В следующий раз братья встретятся только через 30 лет.

Курьер Алексей Петров в Пскове, по пути в Санкт-Петербург, встретит и самого младшего из братьев - Михаила.

Прослужив десять лет и поучаствовав не в одном сражении, Алексей все еще поручик, как и не воевавший, младший Михаил. Следующая встреча братьев состоится через двадцать лет, но тогда Алексей, генерал- майор, уже обгонит в чинах младшего, полковника.

В феврале 1802 года после восшествия на престол нового царя - Александра I, братья Петровы были переведены из Псковского гарнизонного полка в Елецкий мушкетерский полк на вакантные должности поручиков гренадерского батальона.

Полк располагался Нарве, недалеко от столицы империи и поэтому " ... по мирному времени находился на взорах всесветной публики, ввиду особ императорского двора".

Прежние полковые командиры, граф Де-Ламберт, а затем гатчинский гвардеец генерал Витовтов придали полку настоящий столичный лоск и гвардейскую строевую выправку.

Но с 1799 года новым шефом полка стал генерал Яфимович "обремененный на старости молодой женой, кучею мелких детишек и неугомонною жаждою к карточной игре..." и служба в полку "исправлялась кое-как, кое-кем с горем и грехом пополам".

Тем не менее осенью, после маневров и смотров, братья имели возможность на несколько дней приезжать из Гатчины в столицу, где посещение Академии, Кунскамеры и Эрмитажа "сильно поощрили нас к познанию подробностей их...".

Парад в Гатчине. Для придания атмосферы.
Парад в Гатчине. Для придания атмосферы.

Но вот в 1804 году на смену Яфимовичу новым шефом полка назначен генерал Сукин 2-й из гвардейского Измайловского полка.

Генерал-адъютант Сукин А.Я.
Генерал-адъютант Сукин А.Я.

Истинный гвардеец, он считал:

"Утомительные стройные движения фрунтов есть необходимость регулярных воинов и еще древними римлянами признаваемая необходимым средством приготовления солдат в мирное время к военному."

Но тем не менее он не собирался добиваться "стройного движения фрунтов" любыми средствами:

"...побережем по возможности жизни солдат наших для истинной славы воинов, может быть близко предстоящей нам...".

Новый шеф навел в полку порядок и под его командованием младшие братья Петровы отправились на свою первую войну.

Продолжение здесь

Пишите комменты, ставье лайки и подписывайтесь на канал "История. Другой взглядъ"