Через два дня после последнего повышения процентной ставки семь управляющих Федеральной резервной системы встретились с некоторыми бизнесменами. Один из них Том Хеннинг из дистрибьюторской компании Cash-Wa объяснил, что его фирма перекладывает расходы на клиентов. Спрос держится, сказал он, благодаря количеству денег, «плавающих в экономике».
Однако опасения, возможно, закрались снова, поскольку губернаторы наблюдали за рынками в течение последних двух недель. Цель центрального банка — укротить инфляцию, которая составляет более 8% в годовом исчислении. Осознание того, что центральный банк все ещё далека от этой цели, и что, таким образом, ужесточение денежно-кредитной политики будет продолжаться, вызывает хаос. Американские акции падают три квартала подряд, а в последнее время резко. Цены на облигации падают, отражая потрясения на кредитных рынках. Повышение ставок в Америке способствует укреплению доллара, усиливая инфляционное давление в других странах и вынуждая другие центральные банки следовать примеру ФРС, независимо от состояния их экономики. 30 сентября Лаэль Брейнард, вице-председатель ФРС, призвала своих коллег-губернаторов действовать «намеренно» — слово, обозначающее осторожность на жаргоне центрального банка. Она также сказала, что ФРС примет во внимание своё международное влияние.
Это было признанием рисков текущего подхода, а не признаком того, что центральный банк собирается изменить курс. ФРС просто не может игнорировать силу внутренней экономики. Даже несмотря на финансовые потрясения, экономика Америки находится на пределе своих критических размеров. На рынке труда на каждого безработного приходится два рабочих места. По данным Федерального резервного банка Атланты, заработная плата выросла примерно на 7% по сравнению с прошлым годом и растёт самыми быстрыми темпами с начала 1980-х годов. Хотя в августе цены на жилье снижались по сравнению с предыдущим месяцем, продажи нового жилья подскочили, что не оправдало ожиданий. Доля корпораций в ВВП достигла самого высокого уровня за последние десятилетия. Несмотря на более высокие показатели, доверие потребителей растёт. Это представляет собой серьёзную проблему для ФРС: чем более устойчива экономика, тем больше ей придётся прилагать усилий, чтобы обуздать инфляцию. Таким образом, ожидается дальнейшее гигантское повышение ставок, что повышает риск денежной ошибки и, в конечном итоге, рецессии. Всегда существует задержка между изменениями в денежно-кредитной политике и их влиянием на реальную активность — недавнее повышение ставок неизбежно скажется на американской экономике в следующем году. Чтобы понять, почему, несмотря на назревающие проблемы, ФРС остаётся ястребиным, важно понять, почему экономика до сих пор оставалась изолированной.
Это означает, что рецессия, если она наступит, скорее всего, будет легкой. Но ФРС полна решимости снизить инфляцию и сосредоточена на росте заработной платы как косвенном показателе основного ценового давления. Таким образом, сохраняющаяся напряженность на рынке труда склоняет центральный банк к более жесткому и продолжительному ужесточению денежно-кредитной политики.
В этом году ФРС уже повысила ставки на целых три процентных пункта, что стало самым резким повышением за четыре десятилетия. По мере того как потрясения охватывают финансовые рынки, некоторые экономисты критикуют центральный банк за то, что он зашел слишком далеко и слишком быстро. Некоторые чиновники ФРС, похоже, тоже охладели. Но их ястребиные коллеги одержали верх после года неожиданных скачков инфляции. Базовое ожидание инвесторов состоит в том, что ФРС повысит ставку как минимум еще на один процентный пункт до конца года. Это вполне может быть консервативным предположением. Даже после полугода ужесточения денежно-кредитной политики и замедления роста экономика по-прежнему страдает от нехватки предложения и избытка спроса, особенно на рабочих. Перед лицом такого несоответствия единственное направление для процентных ставок — вверх.
Источник: The Economist, KAL’s cartoon