#русско-японскаявойна #российскийимператорскийфлот #миноносец #катастрофынаморе
Кораблестроительная программа для нужд Дальнего Востока помимо строительства крупных кораблей включала в себя и раздел по строительству малых миноносцев, позднее номерных. В данном материале речь о миноносцах типа «Циклон», а еще конкретнее, о миноносце №221. Основным преимуществом миноносцев были самодвижущиеся мины, или торпеды, которые они несли и их высокая скорость. Новый тип морского оружия делал эти маленькие кораблики серьезной угрозой даже для крупных боевых кораблей. Лидерами в строительстве малых миноносцев на конец 19 века считались французы, хотя на пятки им активно наступали немцы и англичане. Именно французский миноносец «Циклон» стал прототипом для серии русских миноносцев из 10 штук, с тем же именем. В случае с этим проектом было решено не заказывать у французов, так сказать, эталонный образец корабля, просто купили восемь комплектов
документации на миноносец «Циклон». Оценив документы Минный отдел Морского технического комитета Морского министерства Российской империи, посчитал необходимым усилить набор корпуса, а также увеличить ширину на 0,16 м. Вместо двух одиночных торпедных аппаратов было указано поставить один двухтрубный, переделали и планировку кормовых помещений, выделив отдельную каюту командиру.
В виду сжатых сроков, несколько заказанных миноносцев типа «Циклон» поручили построить финской компании «В. Крейтон и Ко», среди них и был №221. Его заложили в 1901 году, с местом закладки путаница, в одних источниках указывают верфь в Або, в других Охтенская верфь, последнее более вероятно. На воду №221 спустили 17 сентября 1901, а в строй ввели 12 февраля 1903.
Основной задачей номерных миноносцев считалась охрана прибрежных вод и баз флота, недаром на базе «Циклонов» в 1907 собирались начать строительство крупной серии миноносцев береговой обороны, что правда не получилось. Хотя был и обратный вариант, когда номерные миноносцы доставляемые на буксире более крупными кораблями применялись для атак в прибрежных водах противника. Все прекрасно отдавали себе отчет, что кораблик водоизмещением в 150 тонн, конечно лучше чем его собратья в 50 и 70 тонн, но и он не особо хорошо чувствовал себя на морской штормовой волне, не говоря уже про океанскую. Да еще и мода того времени требовала силуэт миноносцев как можно более прижатый к воде, что мореходность никак не улучшало. Но не смотря на все на это в 1903 году миноносец № 221 со своим собратом №222 было решено отправить своим ходом из Кронштадта до Средиземного моря, а там они должны были соединиться с отрядом контр-адмирала А. А Вирениуса и в его составе идти на Порт-Артур. Но в итоге все пошло не так как задумывалось, отряд А. А. Вирениуса отозвали из Средиземного моря в Россию, а миноносец № 221 к этому моменту был не в самой лучшей форме.
Весьма интересно, что в источниках описывается, что основной причиной столь удручающего состояния корабля стал длительный переход, с короткими стоянками не позволявшими проводить надлежащие текущие ремонты. Почему то ничего не говорится про его собрата № 222, миноносец ровно такой же конструкции, возможно дело в том, что № 222 домой вернулся, а вот № 221 нет. В плане обитаемости и удобства службы миноносцы типа "Циклон" были не самыми лучшими кораблями, дым из труб засыпал палубу сажей и другими продуктами горения. Есть предположение, что № 221 особо не повезло с качеством исполнения силовой установки, ну и заодно с машинной командой. Расход котельной питательной воды на миноносце № 221, к моменту подготовки к возвращению в Россию был просто чудовищный. Объяснялось это утечкой пара из фланцев паропровода и коллекторов котлов, устранить которые не представлялось возможным при имеющихся в отряде ремонтных возможностях. Понимая, что сам миноносец №221 никак не дойдет, контр-адмирал А. А Вирениус решает буксировать калеку пароходом Добровольного флота "Саратов". Отряд покинул Порт-Саид 21 февраля 1904 года, последними шли пароход "Саратов" и номерной миноносец №221, которого обвязали вокруг корпуса тросовой брагой, а ее прикрепили к "Саратову". Ближе к ночи стал подыматься шторм, отряд дал скорость в 13 узлов и "Саратов" с миноносцем на буксире начал отставать. В пятибалльный шторм буксировочный трос оборвался, все бы ничего, но миноносец подрабатывал правой машиной на винт которой, не смотря на стопорение машины и данный полный задний ход, он намотался. Затем на винт намотался спасательный линь поданный присланной с "Саратова" шлюпкой. Ближе к полудню 22 февраля 1904 года пароход остановился для передачи на миноносец котельной воды и угля, в этот момент была предпринята безуспешная попытка очистить винт миноносца. Следующий день ничего хорошего миноносцу №221 не принес, шторм усилился и рано по утру порыв ветра резко отклонил миноносец влево оборвав крепления обведенной вокруг корпуса тросовой браги, только чудом не опрокинув миноносец. Сорванная брага прошла под днищем и зацепилась опять же за винты, из-за этого миноносец развернуло кормой вперед. На "Саратове" решили держать миноносец кормой вперед поддерживая самый малый ход, о чем сообщили на 221 семафором, на пароходе решили в таком положении дожидаться улучшения погоды. Но шторм в Красном море утихать и не думал достигнув ко второй половине дня уже шести баллов. Для не блиставшего мореходностью, да еще и развернутого кормой к набегающим волнам миноносца ситуация из сложной быстро переросла в угрожающую. Как не пытался "Саратов" прикрыть своего подопечного, сильные волны все же добрались до 221. Первый удар пришелся по крышке кормовой провизионки, удар волны свернул крышку в рулон, натянутого на место сорванного люка пластыря хватило не на долго и вскоре провизионка была полностью затоплена. Дальше море едва не забрало путевой компас, но его успели поймать. К полуночи 23 февраля было принято решение погасить носовой котел, глядя на погоду офицеры 221 сильно сомневались, что завтра удастся подойти к "Саратову" за пополнением запаса котельной воды, а потому решили экономить. Экипаж миноносца оказался прав в своих мрачных предположениях, на запрос утром по поводу котельной воды с "Саратова" ответили, что если шторм не угомонится, то 221 придется запитать один из котлов забортной соленой водой. Шторм не унимался и миноносец принимал все больше воды через сорванные люки, негерметичные горловины угольных ям, раструб вентиляции, световой люк кают-компании. Захлестывала вода и через выгнутую ударами волн дверь сходной рубки, ее замотали парусиной, но это не сильно помогло. Для откачки поступающей воды использовали все водоотливные устройства и даже пожарный брандспойт, но воды становилось все больше не смотря на героизм и самоотверженность экипажа. За час до полуночи дала прогиб переборка затопленной самой первой кормовой провизионки, поступление воды усилилось. В самом начале наступившего 25 февраля из строя вышел водоотливной эжектор в машинном отделении, вслед за ним стали отказывать оставшиеся водоотливные средства. Но самое страшное случилось в половину пятого утра, когда волны разом сорвали крышку люка над унтер-офицерскими каютами, доломали дверь кормовой рубки и сорвали световой люк кают-компании. Все произошедшее лишало смысла продолжение борьбы за живучесть, был отдан приказ покинуть корабль. Пароход "Саратов" принял на свой борт измученный экипаж миноносца 221, а тот потеряв остойчивость опрокинулся и затонул.
Что до причин приведших к катастрофе в Красном море, то о них было написано выше и единого мнения по сию пору нет. Никто не может однозначно утверждать, что виной всему низкое качество постройки, или же низкая квалификация машинной команды миноносца №221.