Найти тему
Море, люди, корабли.

Номерной миноносец №221, тип "Циклон" Российского Императорского флота.

#русско-японскаявойна #российскийимператорскийфлот #миноносец #катастрофынаморе

Кораблестроительная программа для нужд Дальнего Востока помимо строительства крупных кораблей включала в себя и раздел по строительству малых миноносцев, позднее номерных. В данном материале речь о миноносцах типа «Циклон», а еще конкретнее, о миноносце №221. Основным преимуществом миноносцев были самодвижущиеся мины, или торпеды, которые они несли и их высокая скорость. Новый тип морского оружия делал эти маленькие кораблики серьезной угрозой даже для крупных боевых кораблей. Лидерами в строительстве малых миноносцев на конец 19 века считались французы, хотя на пятки им активно наступали немцы и англичане. Именно французский миноносец «Циклон» стал прототипом для серии русских миноносцев из 10 штук, с тем же именем. В случае с этим проектом было решено не заказывать у французов, так сказать, эталонный образец корабля, просто купили восемь комплектов

Творчество авторов, исходники из свободных
Творчество авторов, исходники из свободных

документации на миноносец «Циклон». Оценив документы Минный отдел Морского технического комитета Морского министерства Российской империи, посчитал необходимым усилить набор корпуса, а также увеличить ширину на 0,16 м. Вместо двух одиночных торпедных аппаратов было указано поставить один двухтрубный, переделали и планировку кормовых помещений, выделив отдельную каюту командиру.

В виду сжатых сроков, несколько заказанных миноносцев типа «Циклон» поручили построить финской компании «В. Крейтон и Ко», среди них и был №221. Его заложили в 1901 году, с местом закладки путаница, в одних источниках указывают верфь в Або, в других Охтенская верфь, последнее более вероятно. На воду №221 спустили 17 сентября 1901, а в строй ввели 12 февраля 1903.

Основной задачей номерных миноносцев считалась охрана прибрежных вод и баз флота, недаром на базе «Циклонов» в 1907 собирались начать строительство крупной серии миноносцев береговой обороны, что правда не получилось. Хотя был и обратный вариант, когда номерные миноносцы доставляемые на буксире более крупными кораблями применялись для атак в прибрежных водах противника. Все прекрасно отдавали себе отчет, что кораблик водоизмещением в 150 тонн, конечно лучше чем его собратья в 50 и 70 тонн, но и он не особо хорошо чувствовал себя на морской штормовой волне, не говоря уже про океанскую. Да еще и мода того времени требовала силуэт миноносцев как можно более прижатый к воде, что мореходность никак не улучшало. Но не смотря на все на это в 1903 году миноносец № 221 со своим собратом №222 было решено отправить своим ходом из Кронштадта до Средиземного моря, а там они должны были соединиться с отрядом контр-адмирала А. А Вирениуса и в его составе идти на Порт-Артур. Но в итоге все пошло не так как задумывалось, отряд А. А. Вирениуса отозвали из Средиземного моря в Россию, а миноносец № 221 к этому моменту был не в самой лучшей форме.

Весьма интересно, что в источниках описывается, что основной причиной столь удручающего состояния корабля стал длительный переход, с короткими стоянками не позволявшими проводить надлежащие текущие ремонты. Почему то ничего не говорится про его собрата № 222, миноносец ровно такой же конструкции, возможно дело в том, что № 222 домой вернулся, а вот № 221 нет. В плане обитаемости и удобства службы миноносцы типа "Циклон" были не самыми лучшими кораблями, дым из труб засыпал палубу сажей и другими продуктами горения. Есть предположение, что № 221 особо не повезло с качеством исполнения силовой установки, ну и заодно с машинной командой. Расход котельной питательной воды на миноносце № 221, к моменту подготовки к возвращению в Россию был просто чудовищный. Объяснялось это утечкой пара из фланцев паропровода и коллекторов котлов, устранить которые не представлялось возможным при имеющихся в отряде ремонтных возможностях. Понимая, что сам миноносец №221 никак не дойдет, контр-адмирал А. А Вирениус решает буксировать калеку пароходом Добровольного флота "Саратов". Отряд покинул Порт-Саид 21 февраля 1904 года, последними шли пароход "Саратов" и номерной миноносец №221, которого обвязали вокруг корпуса тросовой брагой, а ее прикрепили к "Саратову". Ближе к ночи стал подыматься шторм, отряд дал скорость в 13 узлов и "Саратов" с миноносцем на буксире начал отставать. В пятибалльный шторм буксировочный трос оборвался, все бы ничего, но миноносец подрабатывал правой машиной на винт которой, не смотря на стопорение машины и данный полный задний ход, он намотался. Затем на винт намотался спасательный линь поданный присланной с "Саратова" шлюпкой. Ближе к полудню 22 февраля 1904 года пароход остановился для передачи на миноносец котельной воды и угля, в этот момент была предпринята безуспешная попытка очистить винт миноносца. Следующий день ничего хорошего миноносцу №221 не принес, шторм усилился и рано по утру порыв ветра резко отклонил миноносец влево оборвав крепления обведенной вокруг корпуса тросовой браги, только чудом не опрокинув миноносец. Сорванная брага прошла под днищем и зацепилась опять же за винты, из-за этого миноносец развернуло кормой вперед. На "Саратове" решили держать миноносец кормой вперед поддерживая самый малый ход, о чем сообщили на 221 семафором, на пароходе решили в таком положении дожидаться улучшения погоды. Но шторм в Красном море утихать и не думал достигнув ко второй половине дня уже шести баллов. Для не блиставшего мореходностью, да еще и развернутого кормой к набегающим волнам миноносца ситуация из сложной быстро переросла в угрожающую. Как не пытался "Саратов" прикрыть своего подопечного, сильные волны все же добрались до 221. Первый удар пришелся по крышке кормовой провизионки, удар волны свернул крышку в рулон, натянутого на место сорванного люка пластыря хватило не на долго и вскоре провизионка была полностью затоплена. Дальше море едва не забрало путевой компас, но его успели поймать. К полуночи 23 февраля было принято решение погасить носовой котел, глядя на погоду офицеры 221 сильно сомневались, что завтра удастся подойти к "Саратову" за пополнением запаса котельной воды, а потому решили экономить. Экипаж миноносца оказался прав в своих мрачных предположениях, на запрос утром по поводу котельной воды с "Саратова" ответили, что если шторм не угомонится, то 221 придется запитать один из котлов забортной соленой водой. Шторм не унимался и миноносец принимал все больше воды через сорванные люки, негерметичные горловины угольных ям, раструб вентиляции, световой люк кают-компании. Захлестывала вода и через выгнутую ударами волн дверь сходной рубки, ее замотали парусиной, но это не сильно помогло. Для откачки поступающей воды использовали все водоотливные устройства и даже пожарный брандспойт, но воды становилось все больше не смотря на героизм и самоотверженность экипажа. За час до полуночи дала прогиб переборка затопленной самой первой кормовой провизионки, поступление воды усилилось. В самом начале наступившего 25 февраля из строя вышел водоотливной эжектор в машинном отделении, вслед за ним стали отказывать оставшиеся водоотливные средства. Но самое страшное случилось в половину пятого утра, когда волны разом сорвали крышку люка над унтер-офицерскими каютами, доломали дверь кормовой рубки и сорвали световой люк кают-компании. Все произошедшее лишало смысла продолжение борьбы за живучесть, был отдан приказ покинуть корабль. Пароход "Саратов" принял на свой борт измученный экипаж миноносца 221, а тот потеряв остойчивость опрокинулся и затонул.

Что до причин приведших к катастрофе в Красном море, то о них было написано выше и единого мнения по сию пору нет. Никто не может однозначно утверждать, что виной всему низкое качество постройки, или же низкая квалификация машинной команды миноносца №221.