Найти в Дзене
Газета Жизнь

Врач, новатор и филантроп. История учителя Януша Корчака, выбравшего смерть в газовой камере с учениками вместо личного спасения

Оглавление

Каждый, кто когда-либо интересовался педагогикой, знаком с судьбой польского учителя, писателя и врача Януша Корчака, настоящее имя которого Эрш Хенрик Гольдшмит. Этот человек был безмерно талантлив, написал много фундаментальных трудов, собственно, для писательской деятельности ему и нужен был псевдоним, но вошел он в историю как педагог, как пример самоотверженности и преданности делу и детям.

"Жизнь" рассказывает его история.

Януш Корчак
Януш Корчак

Жизнь

Януш родился в 1878 году в Варшаве и получил блестящее образование. Свой путь в педагогику он начал в престижной русской гимназии. Несмотря на суровые правила, в старших классах парень часто сбегал с уроков - подрабатывал репетитором, чтобы оплачивать лечение отцу. Учителя закрывали на это глаза, так как мальчик был невероятно одарен. Благодаря этому Януш успешно окончил школу и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Тогда он мечтал стать детским врачом...

Все изменилось после того, как во время практики он посетил несколько детских приютов. Януш увидел, в каких условиях живут дети, как им не хватает внимания, заботы и любви, в тот момент что-то перевернулось в его сознании. Он понял, что должен посвятить себя педагогике и дать обездоленным и никому не нужным детям родительское тепло и шанс на нормальную жизнь.

Педагог и новатор

Януш окончил университет в 1905 году в период Русско-японской войны и отправился на фронт в качестве военного врача. После окончания войны он с головой окунулся в педагогику, ездил по Европе, слушал лекции по воспитанию детей, посещал детские приюты - хотел своими глазами увидеть, как всё устроено изнутри.

Вояж Корчака завершился в 1911 году - он вернулся в родную Варшаву и открыл "Дом сирот". Там он начал внедрять свои прогрессивные методы воспитания, более мягкие и гуманные, чем те, что он наблюдал в Европе повсеместно. На первое место он ставил личность ребенка, его индивидуальность, однако никакой анархии не позволял. Воспитанники Януша росли в строгости. По мнению Корчака, отношение к ребенку, как к личности, подразумевало, что он должен нести ответственность за свои поступки и уважать других. Януш находил подход ко всем, потому что слушал и понимал.

"Ты вспыльчив, - говорю я мальчику, - ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь".
"Как любить ребёнка: Ребёнок в семье". Я. Корчак.

Корчак в своей работе никогда не останавливался на достигнутом и не боялся экспериментов. Он ввел в «Доме сирот» новаторскую для тех лет систему детского самоуправления, детский товарищеский суд, а также начал выпускать газету "Малое обозрение", материалы для которой писали сами воспитанники.

Ученики обожали Корчака, коллеги же откровенно посмеивались и часто относились к его педагогическим трудам неодобрительно. Мол, где это видано, чтобы с ребенком общались как со взрослым человеком? Многие современники Януша искренне не понимали, зачем давать ребенку свободу познавать мир и рисковать. Некоторые до сих пор идеи Корчака считают странными.

Однако воспитательные методы Януша работали, несмотря на неодобрительное шипение со стороны. Воспитанники Корчака, попадавшие во взрослый мир, ломали все стереотипы. Они устраивались на работу, заводили семьи и становились полноценными членами общества, чем радовали "отца" и бесили критиканов.

Подвиг

Во время Второй мировой войны «Дом сирот» Корчака со всеми его воспитанниками перевели в варшавское гетто. Воспитателям предложили уйти, но ни один из них не бросил детей, более того, педагоги во главе с Корчаком сделали всё возможное, чтобы жизнь в детдоме не поменялась. Дети продолжали учиться, познавать мир, а воспитатели помогали им и следили за порядком… Корчак же всячески подбадривал и успокаивал коллег и воспитанников. Шуткой или добрым словом.

Однажды одна из бомб, которые постоянно падали на приют, разорвалась рядом со столовой. Корчак выбежал, чтобы оценить разрушение, но тут же рядом разорвалась вторая бомба. Когда дети и воспитатели уже решили, что их директор погиб, он вдруг живой и здоровый появился в дверях со словами.

«Пришлось поторопиться с возвращением, - сказал он с застенчивой улыбкой. - Моя лысина - отличная мишень для немецких самолетов».
"Король детей". Бетти Джин Лифтон

Так продолжалось ровно до 6 августа 1942 года, когда большинство заключенных гетто увезли из города и убили в газовых камерах.

Когда очередь дошла до "Дома сирот", воспитанников Корчака в полном составе вывели во двор и стали переводить на вокзал. Корчаку и остальным учителям предложили остаться в гетто, но никто из взрослых не согласился бросить своих учеников. Перепуганные малыши не знали, что делать. Тогда глава детского дома успокоил их, сказав, что им предстоит увлекательное путешествие в деревню. Чтобы его слова звучали убедительнее, он возглавил одну из колонн и взял за руки самых младших. Вторую колонну, последовав примеру Корчака, возглавила правая рука педагога - Стефания Вильчинская.

Януш Корчак и дети
Януш Корчак и дети
- Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперёд, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь.
- Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слёзы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками, - оставил такое свидетельство польский историк и педагог Эммануэль Рингельблюм, расстрелянный позже.

Судьба

Коллеги-неевреи всячески пытались уговорить Корчака оставить детей, покинуть гетто, ибо его талант мог послужить людям. Но трусливо спасаться в одиночку он не захотел. "Вместе до конца", - решил он в тот страшный час.

- Не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это все пережить? - позднее передал слова Корчака один из почитателей его таланта - педагог Игорь Неверли, много раз предлагавший ему спасение из гетто и безопасность.

Предлагали Янушу спасение и немцы, но он был непреклонен. Есть такая легенда, что, когда все обитатели «Дома сирот» поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
- А дети? - спросил тогда Корчак.
- Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон, - вновь повторил мужчина.
- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы, - ответил педагог и присоединился к детям, чтобы через несколько дней вместе с воспитанниками погибнуть в газовой камере концлагеря Треблинка.

10 принципов воспитания детей от Януша Корчака, которые нужно знать каждому.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

С Днем учителя!

Автор: Анастасия Москвина