До революции 1917 года в стране было мало грамотных людей — в основном, только дети дворян и военные. В новом материале рассказываем, каким было образование для детей из разных сословий, кого обучали по 15 лет и как Екатерина II хотела вырастить поколение просвещенных людей.
Появление начальных школ
Петр I – основоположник идеи создания доступного начального образования. Согласно изданному им приказу, в уездных городах с духовными школами при монастырях должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий и цифирные школы, обучающие основам арифметики.
Образование для бедных
Но цифирные школы не получили поддержки всех представителей общественности: духовные школы не хотели терять учеников, а их учителя были выходцами из низших слоев, пренебрегающими «новомодными» науками. Наиболее действенными методами воспитания они считали обход класса с хлыстом, чтобы усмирить юношей.
Ремесленники и купцы, составляющие большую часть городского населения, тоже выступали против цифирных школ: профессиональные навыки дети и подмастерья могли перенять непосредственно у них, а школы тормозили процесс такого «обучения».
При Екатерине II не оставались без внимания и сироты, которых насчитывалось немало из-за моров и пожаров, – для них организовывались Воспитательные дома. Детей здесь обучали ремеслам, необходимым государству – так императрица хотела вырастить поколение просвещенных людей. Воспитательные дома существовали в основном на ежегодных благотворительных пожертвованиях богатых меценатов, государство их почти не обеспечивало.
К 60-ым годам XIX века круг учебных заведений расширился – создавались земские училища для детей всех сословий. Основными предметами в них стали базовая арифметика, русский язык и закон Божий. Именно земские училища способствовали распространению начального образования среди крестьян: благодаря денежной поддержке земств росло количество школ и подготовленных учителей.
Образование для военных
При Петре I для детей военных организовали гарнизонные школы при полках: из светских наук здесь изучали математику и геометрию, а упор делался на изучение военного дела. Была основана престижная московская Школа математических и навигационных наук, обучающая детей на инженеров, архитекторов и артиллеристов.
В 1731 году Анна Иоановна издала указ о создании первого сухопутного кадетского корпуса. Обучающихся в них детей стали называть кадетами (от фр. – «младший», от гасконсого – «маленький капитан»).
Детей дворян брали в кадетские корпуса в 5 лет, а сам процесс обучения занимал 15 лет. Образование не ограничивалось только военными дисциплинами, здесь ребят дополнительно обучали театральному искусству и музыке.
При Павле I на смену гражданским педагогам в кадетских корпусах пришли офицеры. Помимо военной муштры существовали и методы поощрения для старательных учеников – походы в театр и в офицерские семьи – «на пироги».
Образование дворянских детей
Семьи дворян имели больше возможностей для получения образования. В 1726 году в Санкт-Петербурге открылась первая гимназия, учениками которой становились дети из высших слоев общества. Здесь преподавали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, стихосложение и красноречие.
В 1811 году открылся Царскосельский лицей. Он отличался от остальных учебных заведений тем, что сюда собрали лучших педагогов страны и самых способных учеников. Именно поэтому некоторых выпускников мы знаем в лицо, среди них: А.С. Пушкин, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.И. Крузенштерн и др.
Образование для женщин
Женщины располагали меньшими возможностями получения образования. Девочек не принимали ни в школы, ни в гимназии. Некоторые семьи приглашали учителей на дом, однако обучение в основном ограничивалось изучением французского, уроками пения, танцами и игрой на фортепиано, точные науки в этот круг не входили. Девушки из бедных семей могли отучиться лишь на акушерок.
Исключение составляли Институты благородных девиц. При Екатерине II в 1764 году основали Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге. К концу XIX века в Санкт-Петербурге насчитывалось 10 институтов, в Москве – 4, в губерниях – 16. В них поступали девочки-сироты или представительницы богатых семей возрастом от 10 до 12 лет, а само обучение занимало 9-12 лет. Попасть в Институт благородных девиц было сложной задачей: предстояла сдача экзаменов по русскому и французскому, оценивалось религиозное воспитание кандидаток, их происхождение и род. Но все не зря – выпускницы институтов становились самыми завидными невестами.
Однако большинство женщин оставались безграмотными – только к концу XIX века их допустили к общему образованию и наукам.