ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Истинного смысла не найти в физической силе, внешней красоте, мирском разуме или материальном достатке. Тот, кто видит ценность в этих мимолетных сокровищах, обнаружат их никчемность, когда уйдет здоровье, исчезнет внешняя привлекательность, ослабеет разум, а деньги достанутся кому-то другому.
Истинную ценность мы находим только в Боге - в Его любви к нам и в нашей любви к Нему. Чувство собственного достоинства, которое Он дает уповающим на Него, переживет преходящие временные ценности.
Цель псалма 86 - возвеличить Сион как место жительства Бога и подчеркнуть привилегии тех, кто родился и жил там. Жители Иерусалима, как никто другой, знали, что Бог обитает в их городе. Они испытывали волнение, когда люди из отдаленных мест собирались на поклонение Богу, и они также могли воспользоваться возможностью получения знаний о Боге, всегда доступных в храме и вокруг него. Практическая истина псалма такова, что у нас есть славная привилегия быть там, где Бог.
В подзаголовке указывается, что это псалом “сынов Кореевых”, который одновременно является песней, так как в нем сочетаются свойства молитвы и гимна. Возвеличивая Иерусалим как место обитания Бога, он поэтически называет город Сионом и говорит о привилегиях, которыми пользуются граждане этой священной обители.
Упоминание Вавилона в стихе 4 указывает на то, что псалом написан незадолго до вавилонского пленения или во время него.
Псалом 86 учит ценности пребывания там, где Бог. Нам, живущим в христианский век, он косвенно говорит о возможности войти во Христа и обитать в Нем - там, где мы получаем полноту Бога (Еф. 1:22, 23).
Что же значит - быть там, где Бог?
I. ЭТО ЗНАЧИТ - БЫТЬ В БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ (ст. 2-3)
Город, о котором пишет псалмопевец, особенный, потому что его выбрал Бог. Он избрал Иерусалим, чтобы сделать его городом Своего обитания.
«Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий!» (ст. 2, 3)
Сам Бог основал город, освятил его, владеет им и присутствует в нем, и поэтому у города уникальное предназначение. По этой причине Бог любит этот город и восхищается им. “Врата Сиона”, его крепость и место собраний, были Ему дороже любого другого места в Израиле.
Иерусалим располагался на самых значительных горах из тех, что образуют гряду, тянущуюся вдоль всей страны. По Божьей воле, город был возвышенным, отделенным, святым местом. Его любили больше других израильских городов. Сказать “врата Сиона” - значило иметь в виду весь город. Использование части вместо целого было поэтическим приемом, который часто встречался в еврейской литературе.
Поскольку Сион был местом обитания Бога, то “славное” возвещалось о нем и в пророчествах, и фактически. Некоторые из таких высказываний можно найти в псалмах 121, 124, 131 и 132. Среди самых замечательных слов об Иерусалиме в Новом Завете - описание Иоанном нового Иерусалима, сходящего с небес (Отк. 21:10–22:5). Сион был избран Богом, чтобы стать особым местом и по Божьему предвечному замыслу в будущем исполнить особое предназначение.
То же самое можно сказать и о пребывании во Христе. Его драгоценное тело - то место, которое избрал для нас Бог. По Своей благодати, Он поместил в это тело, церковь, все духовные благословения. Войти в эту сферу и остаться в ней - значит быть там, где Бог, быть в том месте, которое Бог избрал, полюбил и прославил.
II. ЭТО ЗНАЧИТ - ИМЕТЬ ЦЕННОСТЬ (ст. 4-6)
Во-вторых, пребывание там, где Бог, делает это место значительным. Всякий, увидев ценность Божьего избранного места, захочет оказаться там.
«Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот филистимляне, и Тир с Эфиопиею, - скажут: “такой-то родился там”. О Сионе же будут говорить: “такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его”. Господь в переписи народов напишет: “такой-то родился там”» (ст. 4-6).
Очевидно, в этой части псалма говорит Бог. Он торжественно и публично признает другие народы, которые пришли, чтобы познать Его как своего Бога и поклониться Ему. Бог по очереди называет некоторые из этих народов, говоря: “Такой-то родился [в Сионе]”. Этим божественным заявлением каждому народу гарантировались полные права и привилегии гражданства, как будто они родились в Сионе. Божья цель состоит в том, чтобы примирить с Собой все народы. Эти высказывания - поэтическое описание того, какое огромное значение имел Сион. Люди от всех народов захотят приобщиться к этой ценности.
Стихи 4-6 изображают злейших врагов иудеев идущими на поклонение в Иерусалим. “Раав” - это поэтическое название Египта, самого большого врага на юго-западе, а Вавилон - враг на северо-востоке. Филистия и Тир были географически ближе. Во время написания псалма Эфиопия господствовала над Египтом. Эти враждебные народы изображаются приходящими в Иерусалим, чтобы стать частью его предназначения.
В этом разделе Бог ведет Свою собственную перепись народов, занося в Свою книгу каждое имя. Он регистрирует народы один за другим, отмечая, что каждый из них “родился в Сионе”. Нет гражданства выше Сиона и нет места благороднее Иерусалима. Как евангелие было сначала для иудеев, а потом для язычников, так и в этом псалме иноземцам было даровано гражданство в Сионе.
То, что псалмопевец говорит об Иерусалиме, сегодня можно сказать о пребывании во Христе. Когда люди поймут, что значит быть в Нем, они придут от каждого народа, чтобы войти в Него. В Нем они найдут все, что дает Бог. Они станут усыновленными и удочеренными детьми Бога и вкусят Его славу.
III. ЭТО ЗНАЧИТ - БЫТЬ ИСПОЛНЕННЫМ РАДОСТИ (ст. 7)
«И поющие и играющие, - все источники мои в тебе» (ст. 7).
Город был источником, родником песен и танцев народа. Счастье небес и Божья радость били из этого города ключом, распространяясь повсюду.
Слово “источники” можно перевести как “родники” или “место родников”. Этот стих наводит на мысль о счастье, наслаждении и удовольствии. Наивысшее счастье нужно было искать в этом городе, потому что там был Бог.
Без Бога Иерусалим был бы ничем. Так же и церковь была бы ничем без нашего Господа и Спасителя. То счастье, которое Бог дает людям в Своей церкви, можно найти только во Христе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Те, кто вошел в Сион и жил в нем, пребывали в великом месте благодаря присутствию Божию. Бог избрал этот город. Он любил его и принес ему славу. Когда народы поняли его значение, они захотели стать его частью.
То, чем для Ветхого Завета был Сион, тем для Нового Завета является церковь. Быть во Христе и быть в церкви - одно и то же. Когда мы входим во Христа и пребываем в Нем, мы находимся там, где Бог. Здесь мы имеем Божью полноту, Божью заботу и Божью славу.
Когда народы мира познают ценность пребывания во Христе, они устремятся в это тело и объединятся в чувстве, выраженном в этом гимне:
Люблю, предвечный Бог,
Я церковь - Твой алмаз;
Ты, как зрачок лучистых глаз,
Хранишь ее порог.
Я знаю - разделю
С ней славу я Твою,
С ней буду петь перед Тобой
Спасенною душой.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД