Найти в Дзене

Почему скрывают правду о "Запорожской трилогии" Репина?

Оглавление

Эпическое полотно "Казаки пишут письмо турецкому султану" кисти Репина легко узнают и в России, и за рубежом. На этом, собственно, процесс сколь-нибудь вдумчивого и осознанного отношения к этой картине заканчивается. На том уровне, что называется она совсем не так, а "Запорожцы". И это вполне не самостоятельное произведение, а часть живописной трилогии - рассказа о запорожской вольнице в трёх частях. И благополучно сложилась судьба только одной из этих картин.

Илья Ефимович Репин - уроженец города Чугуев на Харьковщине. Малороссийское детство и нежная любовь к малой родине прослеживаются во многих работах художника. Тема запорожской вольницы волновала и вдохновляла Репина как часть отечественной истории.

1. "Запорожцы" (1880-1891)

В 1880 году он взялся за реализацию масштабного замысла - написать иронически-сатирическую картину на основе исторического сюжета.

В основу картины Репин взял историческое событие, относящееся к 1676 году.
Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняя ее на западе от польских панов и на юге - от турок. Турецкий султан Махмуд IV, желая избавиться от столь грозного соседа, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо, предлагающее им сдаться без сопротивления.
Чтобы устрашить казаков и заставить их сложить оружие, турецкий султан привел в начале письма все свои звания. Он писал: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств - македонского, вавилонского, иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан...» и так далее.
Запорожские казаки, не раз громившие султанские орды, лишь рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана Сирко, написали едкий ответ султану.
И. Е. Репин "Запорожцы" (1880-1891). Изображение из открытых источников.
И. Е. Репин "Запорожцы" (1880-1891). Изображение из открытых источников.

Работа над "Запорожцами" продолжалась долгих 11 лет. Художник делал множество набросков, в том числе со своих друзей - писателя Корнея Чуковского, художника Мартыновича и родственника композитора Глинки. Но об истории создания картины и её персонажах нужна будет отдельная статья.

В беседе о запорожской трилогии важно отметить, что эту картину многие известные современники Репина не приняли и осудили. В их числе были и Л.Н. Толстой, и Лесков, и Ге.

В своем письме академику Стасову Репин писал о резком выпаде Николая Ге в свой адрес:

«Он не понимает и не верит в запорожцев. Он все забыл, или ничего не знает из русской истории. Он забыл, что до учреждения этого рыцарского народного ордена наших братий десятками тысяч угоняли в рабство и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго... И вот, выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, темной среды христиан - выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. «Довольно, - сказали они туркам, - мы поселяемся на порогах Днепра и отныне - разве через наши трупы вы доберетесь до наших братьев и сестер».

Сейчас "Запорожцев" можно увидеть в одном из залов Государственного Русского музея.

2. "Черноморская вольница" ("Запорожцы на Днепре") (1906-1908, 1919)

Увлеченность темой и острая критика не дали Репину остановиться в развитии "запорожской" темы. В 1900-х годах он принимается за новую работу. Первоначально она называлась "Запорожцы на Днепре", но в окончательном варианте сюжет получил название "Черноморская вольница".

В отличии от условно исторического сюжета с письмом запорожцев (достоверность этого события оспаривается), отправным сюжетом для новой картины послужили украинские думы (песни-сказания) о казаках на Чёрном море и об их бесконечной вражде с турками. Казаки Репина возвращаются с захваченным добром от турецких берегов. Они застигнуты сильной бурей, разметавшей все запорожские суда. Всё идет к гибели, и только чудо способно помочь спастись.

И.Е. Репин "Черноморская вольница" (ок.1906-1908). Вероятно, первоначальный вариант картины). Изображение из открытых источников.
И.Е. Репин "Черноморская вольница" (ок.1906-1908). Вероятно, первоначальный вариант картины). Изображение из открытых источников.

Среди натурщиков для этой работы снова были привлечены и Чуковский, и сосед по даче и даже поэт Владимир Маяковский.

Судьба этой картины драматична. Автор представил ее ранний вариант на выставке 1908 года, был нещадно раскритикован буквально за всё. И за "сырость" живописной манеры, и за сюжет, и за наличие определенного сходства с суриковским "Степаном Разиным".

И. Суриков "Степан Разин". Изображение из открытых источников
И. Суриков "Степан Разин". Изображение из открытых источников

Художник забрал картину с выставки в мастерскую и последующие несколько лет ее больше никто не видел. Репин полностью переписал это полотно.

И.Е. Репин "Черноморская вольница" (ок. 1919). Изображение из открытых источников
И.Е. Репин "Черноморская вольница" (ок. 1919). Изображение из открытых источников

В новой версии казаки уже перестали грести, потому что художник убрал вёсла. Более того, он поставил на мачту парус, вверив таким образом своих запорожцев только воле высших сил. Всё закрутилось волчком в круговой композиции, и у героев картины не осталось более личного выбора.

В 1919 году "Черноморская вольница" была продана в зарубежное частное собрание. До недавнего времени она находилась в одной из закрытых частных коллекций в Стокгольме. Сейчас ее владельцем является желавший остаться неизвестным частный коллекционер, проживающий в Лондоне. По некоторым сведениям, его предки являются выходцами из России. Это оставляет надежду на то, что оригинал этой картины можно будет когда-нибудь увидеть на родине.

3. "Гопак" (1927-1930).

Тема запорожской вольницы стала сюжетом последней в жизни мастера картины - "Гопак", над которой он работал в буквальном смысле до последнего вздоха. Художник посвятил её памяти Модеста Мусоргского.

И.Е. Репин "Гопак - запорожская пляска" (1927-1930). Изображение из открытых источников
И.Е. Репин "Гопак - запорожская пляска" (1927-1930). Изображение из открытых источников

Для того, чтобы начать писать это жизнерадостное полотно, у 80-летнего Репина не было даже денег на холст. Поэтому эта работа выполнена... на куске обычного линолеума. На некоторых участках картины через красочный слой просвечивают завитки орнамента, который был нанесен на линолеум. Об этом периоде в жизни художника подробнее можно прочитать здесь:

В своих письмах друзьям Репин пишет, что не успеет завершить "Гопак", поэтому считал необходимым пояснить атмосферу, которую хотел передать:

«…больше полугода я работаю над картиной «Гопак», посвящённой памяти Модеста Петровича Мусоргского. <...> Удаль, веселье. Холст как будто не может вместить всех фигур… Запорожцы прыгают через костёр, пляшут. Даже столетний дид вприсядку пошёл»

«Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал. Но кончить уже не смогу... А жаль. Картина выходит красивая, веселая».

"Гопак" так и остался в мастерской художника со дня его смерти в 1930 году до 1954 года, когда наследники приняли решение о ее продаже на аукционе. Владельцем "Гопака" стал финский коллекционер. А с 2004 года картина принадлежит владельцам московского фонда "Новые имена". В 2005 году "Гопак" вернулся домой, в Россию.

Учитывая, что и "Черноморская вольница" сейчас принадлежит человеку с русскими корнями, есть надежда, что когда-нибудь вся живописная трилогия Репина о "рыцарях-запорожцах" окажется на исторической родине.

Вспоминать о том, что "Запорожцы" называются именно так, а не "Казаки..." и о существовании у этой картины ее логического продолжения в виде двух сюжетов, объединенных общей темой, на протяжении последних десятилетий было совсем не принято. Наверное, пришла пора исправить это.

А завершит наш рассказ о разлученной "живописной трилогии" сам Иван Ефимович Репин. В своем письме своему другу Д. Яворницкому художник написал так:

Я русский человек и кривить душой не могу. Я люблю запорожцев, как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетенный народ, имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. Я люблю поляков за их культурность - теперь. Но восстановление безмозглого панства, потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, когда бы то ни начиналось!

При подготовке публикации были использованы фрагменты книг:

О других живописных циклах и "разлученных" произведениях искусства можно прочитать в наших публикациях:

#репин #казаки #хрестоматия #история россии #запорожцы #возвращение домой #история живописи