Найти тему
Жорик – историк

Самая впечатляющая железнодорожная катастрофа

Обычно железнодорожные катастрофы связаны с крушением поездов, столкновением, сходом с рельсов и опрокидыванием вагонов. Но чтобы авария произошла на вокзале, в присутствии десятков людей, да еще и с повреждением здания – такого в истории железных дорог еще не было.

Но все когда-то случается впервые, вот и осенним октябрьским днем 1895 года произошло нечто немыслимое – пассажирский поезд снеся тупиковый упор, на скорости 50 км/ч въехал на перрон вокзала, по инерции проехал через всё здание, пробил внешнюю стену и рухнул с высоты второго этажа прямо на бульвар.

Взгляните на реконструкцию этого события, скрупулезно восстановленную энтузиастами – от нереальности этой картины в голове остается только один вопрос: как такое было возможно?

Реконструкция катастрофы на вокзале Монпарнас 22 октября 1895 года

Нагнать время

В конце XIX века людей уже было трудно удивить железнодорожным транспортом. Пассажирские поезда уверенно занимали свою нишу в транспортной системе, тесня древние конные экипажи. Люди быстро оценили самый развитый и удобный вид транспорта и больше не испытывали благоговейный страх и ужас при виде чадящих паровозов.

Утром 22 октября 1895 года с перрона вокзала морского курорта Гранвиль отправился пассажирский поезд № 56. Конечной его точкой был Париж, и езды было всего 3,5 часа.

В состав входило 12 вагонов – один багажный, три почтовых и 8 пассажирских. Всего в них разместилось 130 человек. Машинистом был весьма опытный Гийом-Мари Пелерен, чей стаж составлял внушительные 20 лет.

Поезд отправился из Гранвиля с некоторым опозданием. И хоть машиниста никто не торопил (тогда еще не следили так строго за соблюдением расписания), факт опоздания немного задевал его самолюбие. Что там эти 10 минут, вероятно, рассуждал мсье Пелерен, нагнать их можно проще простого.

Поэтому на последней трети пути он приказал кочегару "поддать жарку", а сам взялся за рычаги, увеличивая скорость.

Крушение на вокзале Монпарнас/ ©  Public Domain
Крушение на вокзале Монпарнас/ © Public Domain

Роковой разгон

Разрыв по времени стал сокращаться, но у машиниста совершенно вылетело из головы, что перед Парижем дорога идет под уклон и поезд может набрать скорость даже без особых усилий кочегара.

Когда до вокзала Монпарнас оставалось 10 минут ходу, нужно было начинать снижать скорость, но Пелерен почему-то не сделал этого. Зато решил остановить состав начальник поезда Альбер Мариэтт, видя, что пассажирский буквально несется на Париж. Он попытался включить экстренное торможение, а проще говоря, сорвал стоп-кран. Но это ни к чему не привело – накануне железнодорожное начальство приказало выключить из системы воздушные тормоза всего состава. При обычных условиях поезд можно было остановить лишь одними тормозами паровоза, но это если скорость состава небольшая.

А пассажирский мчался по рельсам под 80 километров в час и не думал останавливаться. Пелерен понял свою ошибку, когда до вокзала оставалось 5 километров. Он применил сначала ручной, потом вспомогательный тормоз. Но было поздно – поезд словно гигантская черная стрела несся прямо на перрон вокзала Монпарнас.

Сквозь стену

Он сумел снизить скорость состава до 50 км/час. Сейчас кажется что это смехотворная цифра, но в XIX веке ее хватило, чтобы наделать бед. В 16:00 состав стремительно вкатился на станцию, снес призму тупикового упора и ворвался на перрон. Преодолев около 30 метров по зданию вокзала Монпарнас, он врезался в его внешнюю стену (60 см толщины), выбил ее и с высоты 9 метров рухнул на улицу Ренн.

Вид с высоты на рухнувший паровоз/ © Public Domain
Вид с высоты на рухнувший паровоз/ © Public Domain

К счастью, в тот момент на вокзале было мало пассажиров, поэтому состав в своем "полете" по Монпарнасу не задел ни одного человека. И даже машинист и кочегар отделались только травмами. А пассажиры, так и вовсе даже не успели испугаться.

Но жертва у этой аварии всё же была. Продавщица газетного киоска 45-летняя Мари-Огюстен Агилар погибла от того, что на ее киоск рухнула вокзальная стена.

50 франков штрафа

Железная дорога полностью оплатила похороны женщины, а двое ее малолетних детей получили пенсию от дороги. Что же до виновных, то Пелерена и Мариэтта отдали под суд. С машинистом все понятно, а вот начальнику поезда вменили в вину, что он не проверил тормоза на станции отправления. Первому присудили тюремный срок на 2 месяца и штраф 50 франков. А начальник поезда отделался только штрафом в 25 франков.

Вытащить застрявший паровоз не получалось в течение 4 дней. А поскольку искусство фотографии было уже развито, то сейчас мы можем видеть множество фото этой эпичной катастрофы со всех ракурсов.

Макет рухнувшего паровоза в тематическом музее, Бразилия/ © ru.wikipedia.org
Макет рухнувшего паровоза в тематическом музее, Бразилия/ © ru.wikipedia.org

Со временем эта хорошо узнаваемая авария стала источником вдохновения для писателей и кинорежиссеров. Достаточно вспомнить фильм Мартина Скорсезе «Хранитель времени». В ней сцена с крушением поезда, пробивающего вокзальную стену представлена как ночной кошмар главного героя. Многим кажется что это плод фантазии великого режиссера. Но нет. Скорсезе вдохновлялся вполне реальным крушением, от которого нам сейчас остались лишь пожелтевшие страницы и черно-белые фотографии.

Далеко не всегда подобные аварии заканчивались минимальным количеством пострадавших. Бывало что простой сход вагонов уносил десятки жизней. Например, так произошло со знаменитым "литерным" – поездом императора Александра III:

Чудесное спасение царской семьи. История крушения императорского поезда в Борках
Жорик – историк17 февраля 2022

(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: ru.wikipedia.org; tverdyi-znak.livejournal.com; aif.ru)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц