Найти тему

ПСАЛОМ 85: БОГ, КОТОРОМУ МЫ МОЛИМСЯ

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Чтобы самозабвенно молиться и верить в силу молитвы, мы должны понимать Бога, которому молимся. Если мы не верим, что Бог заинтересован в наших молитвах, если не верим, что Он в силах ответить на них, и если сомневаемся в Его верности Своим обещаниям, тогда зачем молиться?

В псалме 85 выделены три свойства Бога - Его заинтересованность, Его сила и Его верность. Этот псалом представляет собой молитву, но более важно то, что он является выражением веры в Бога.

Это единственный псалом в книге III, в подзаголовке которого значится имя Давида. Имеется одно свидетельство против этого авторства - заявление в конце псалма 71, что на нем молитвы Давида кончаются. Однако у нас есть основание полагать, что псалмы расположены не в хронологическом порядке. Пс. 71:20, по всей вероятности, указывает на завершение псалмов Давида именно в том сборнике.

Мы не знаем, почему псалом 85 включен в сборник вместе в псалмами сыновей Корея. Он, как еще четыре псалма в Псалтири (16; 89; 101; 141), назван “молитвой”.

Эта молитва представляет собой мозаику из фрагментов других псалмов и Писаний, которые иногда цитируются, а иногда угадываются как принадлежащие примерно двадцати другим псалмам. Некоторые мысли заимствованы из Исхода, Второзакония, Исаии и Иеремии. Судя по цитатам из более поздних пророков, этот псалом является молитвой Давида только в том смысле, что он носит на себе отпечаток влияния псалмов Давида и других классических Писаний.

Тот факт, что большая часть молитвы заимствована, подсказывает нам, что ценность молитвы не обязательно состоит в оригинальности - при условии, если она является искренним выражением того, что на сердце. Общий характер горя автора в псалме позволяет каждому, кто попал в беду, применить этот псалом к себе.

В псалме рисуется многокрасочная картина Бога. Она дает представление о том, “кто этот Бог, которому мы молимся”.

I. ОН ХОЧЕТ ОТВЕЧАТЬ НАМ (ст. 1-5)

Во-первых, в молитве мы видим отражение Божьей благости. Автор тянется к этой благости из самых глубин свой беды.

«Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня; ибо я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою. Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (ст. 1-5).

В самом начале своей молитвы псалмопевец просит Бога выслушать его. Во второй половине стиха 1 он приводит основание, почему Бог должен ответить на его просьбу. На протяжении всего псалма он несколько раз молит: “Сделай это, ибо...” (ст. 1, 2, 3, 4, 5, 7), - и всякий раз указывает причину, по которой Бог должен ответить на его мольбу. Он призывает Бога услышать его, ибо он в нужде, сохранить его, ибо он благочестив, спасти его, ибо он непрестанно молится, возвеселить его, ибо он искренне предан Ему. Свою веру он основывает на милосердной природе Бога, который прощает и милует.

В стихе 1 автор говорит, что он беден и нищ, что он ищет Божьей доброты. Он описывает свое жалкое положение. “Беден” означает не материальную нужду, а, скорее, отчаяние и подавленность. Такая “бедность” ведет к чувству беспомощности, которая влечет людей к Богу.

В стихе 2 он говорит, что благоговеет перед Богом (в Современном Переводе - что он жизнь посвятил Богу) и уповает на Него. Он заявляет о своей святости не потому, что кичится праведностью. Он хочет сказать, что благочестив, верен и предан Богу. С Богом он говорит честно и откровенно. Он старается искренне служить Ему. Он заявляет, что не нарушил ни одного обета, непоколебимо сохраняя веру и упование.

Молитва для него - ежедневное занятие. Стихи 3 и 4 изображают его настойчивым и упорным в своих просьбах. Он просит Бога возвеселить его душу, потому что возносит ее к Нему.

II. ОН СПОСОБЕН ОТВЕТИТЬ НАМ (ст. 6-10)

Во-вторых, в молитве мы видим Божье величие. В Божьей силе псалмопевец находит утешение; Его величие дает ему уверенность.

«Услышь, Господи, молитву мою, и внемли гласу моления моего. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. Ибо Ты велик, и творишь чудеса, - Ты, Боже, един Ты» (ст. 6-10).

Он молит, просит, взывает к Богу в уверенности, что нет никого, кто был бы подобен Богу, и нет дел, подобных Божьим делам. Его ссылку на других богов нельзя понимать как указание на то, что он верит во многих богов. Он не ратует за политеизм или генотеизм (поклонение племенному богу наряду с признанием других богов). Хотя другие народы имели своих собственных богов, никто из них не был в силе совершить такие могущественные дела, как Бог Израиля. “Боже, - говорит псалмопевец, - только Ты - Бог”. Те предметы, которые называют богами, на самом деле вовсе не боги. Подобную мысль высказывал Павел: “Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле... но у нас один Бог Отец, из Которого все” (1 Кор. 8:5, 6).

Бог есть Творец всего, и псалмопевец предвидит день, когда все созданные Богом народы придут и поклонятся Ему (Фил. 2:5-11). Бог велик и способен ответить на вопль Своего народа. Стих 9 можно считать мессианским в том смысле, что он говорит о язычниках (народах), которые придут к Богу. В назначенное Богом время только Ему станут поклоняться от моря до моря, от реки до концов земли!

Божья благость дает псалмопевцу уверенность, что Бог готов ответить на его молитву. Божье величие позволяет псалмопевцу не сомневаться, что Бог способен ответить на нее.

III. ОН ОБЛАДАЕТ ПОЛНОТОЙ И ПОТОМУ МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НАМ (ст. 11-17)

В-третьих, в этой молитве мы видим нужду в истине. Божье наставление - вот что помогает псалмопевцу ходить в истине.

«Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим славить имя Твое вечно. Ибо велика милость Твоя ко мне; Ты избавил душу мою от ада преисподнего» (ст. 11-13).

Стих 11 - замечательная молитва даровать руководство и полноту и обещание ходить в верности и истине. Псалмопевец просит Бога помочь ему утвердить сердце в страхе Божьего имени. Он хочет единства цели, чтобы достойно восхвалять и славить имя Господа. Он хочет, чтобы Бог свел множество его различных целей к одной, повернув его силы и привязанности в одно русло, сосредоточив их только на одном Боге. Чтобы восхвалять Господа всем сердцем, нужно утвердить сердце (ст. 12).

«Боже! Гордые восстали на меня, скопище мятежников ищет души моей; не представляют они Тебя пред собою. Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (ст. 14, 15).

Автор видел руку Божью - был избавлен от ада. Гордые и жестокие люди, оставившие пути Господни, поднялись на него. Дурное поведение его врагов объясняется тем, что в их сознании не было Бога. Стих 15 можно рассматривать и как молитву о враге, и как молитву о псалмопевце. Бог в Своем великом сострадании, благости, долготерпении и щедрой милости избавил его. Он видел Божью истину, верность и преданность.

«Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» (ст. 16, 17).

Псалмопевец уже не может нести свое бремя в одиночку. Он жаждет, чтобы Бог пожалел его, дал силы, спас и утешил. Демонстрация Божьей силы не только придаст ему уверенности, но и постыдит ненавидящих его. В его избавлении они увидят достаточную помощь Господа.

В стихе 17 псалмопевец опять говорит о нечестивых. Хоть он и надеется, что враги устыдятся, однако молится, чтобы они признали, что их поражение - это Божьи дела на благо молящегося. Со смирением раба и сына рабыни он просит Бога о милостивой защите и о каком-нибудь знамении Божьего благоволения к нему. Мы можем спросить себя: “А почему я хочу, чтобы Бог действовал мне во благо?” О чем мы просим, о личном утешении или о том, чтобы неверующие пришли к вере в Бога? Возможно, Бог сделал бы для нас больше, если бы Его слава была нашей главной целью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда мы придем к пониманию того, кто такой Бог, то будем молиться каждый день. Он хочет отвечать нам - благость; Он способен ответить нам - величие; Он обладает полнотой, чтобы ответить нам - верность. При таком понимании Бога молитва для благочестивого человека становится такой же необходимостью, как дыхание и пища.

Левит