ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ
Каковы характерные особенности идеального вождя? Харизма? Интеллект? Деловая хватка? Приятные личностные качества? Лучше всего, конечно, позволить Святому Духу сказать нам об этом. В псалме 71 Он это как раз и делает. А. Киркпатрик отмечает, что этот псалом дает “замечательный образ совершенного вождя”.
Имя Соломона упоминается в двух псалмах: этом и псалме 126. Слова “О Соломоне”, по всей вероятности, говорят о том, что этот псалом был сочинен Соломоном как молитва, которую людям надлежало использовать, когда они ходатайствовали перед Богом за своего царя. В пользу такого понимания говорит содержание псалма. В подтверждение этого вывода можно сослаться на то, что первый раздел молитвы очень напоминает 3 Цар. 3:9, молитву Соломона, когда он стал царем.
Молитва этого царского псалма содержит просьбу о том, чтобы Бог даровал царю множество благословений. С царем связывались все надежды. На него смотрели как на истинного Божьего представителя, Богом поставленного вождя народа, делами подтверждающего свое предназначение. В этих молениях за него мы находим чудесную картину идеального царя.
Что же должно отличать истинного вождя?
I. ЕМУ НУЖНА ДУХОВНОСТЬ (ст. 1-4)
Во-первых, настоящий вождь обладает духовностью. Он должен вести народ праведно. С этой черты начинаются все его качества руководителя.
«Боже! Даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя» (ст. 1-4).
Это псалом-молитва, но имя Бога в нем появляется только однажды. Так как весь псалом построен в форме молитвы, то мы понимаем, что обращение к Богу в первой его строке относится ко всем без исключения его стихам.
Ясно, что праведность и справедливость - качества, в которых царь Израиля нуждается в первую очередь. В сердце и на языке у него должны быть Божьи суды, постановления, уставы и законы. Справедливость и чистота должны отражаться в каждом его действии. “Сын царя” - это, по всей видимости, синоним самого царя.
Если на троне будет такой духовный руководитель, то это даст два результата. Во-первых, все уголки царства ощутят на себе мир и праведность. Это как если бы мир, будто драгоценный плод, рос на каждом дереве, а праведность украшала каждый холм и склон. Во-вторых, его духовность будет проявляться в непредвзятости правления. Он будет одинаково справедлив ко всем слоям населения. Он защитит убогих, бедных и угнетенных, а их притеснителей истребит.
Ни один настоящий вождь не может обойтись без праведности и справедливости. Истинное руководство идет от Бога к Его народу через руководителя, верного Его святым целям.
II. ЕМУ НУЖНО ПОСТОЯНСТВО (ст. 5-7)
Во-вторых вождь последователен. Он должен заботиться о том, чтобы во время его руководства праведность и мир преобладали.
«И будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни его процветает праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (ст. 5-7).
Справедливое правление царя будет способствовать глубокому почитанию Бога во всем его царстве, равно как и должному уважению к его собственной власти. Эта черта должна быть неизменной в его руководстве. Его праведность будет содействовать распространению чистой веры по всей земле, покуда стоит мир.
Мудрый царь достоин того, чтобы править долго. Желательная продолжительность его правления выражена в псалме жизнью солнца и луны: так образно говорится о желании иметь на троне его династию постоянно. Богоугодное руководство сравнивается с дождем, проливающимся на “скошенный луг”. Дождь, орошающий скошенную траву, незамедлительно даст новую поросль.
Мудрый царь достигнет праведности и мира благодаря своей верности Господним путям. Пока он будет чувствителен к Божьей мудрости, Господь сделает так, чтобы истина и покой процветали на земле. Результаты его руководства будут прочными, и люди будут ими пользоваться, говоря поэтическим языком, “доколе не престанет луна”.
В распоряжении хорошего вождя должно быть достаточно времени, чтобы научить народ своим примером и наставлениями. Когда он поступает правильно и привносит Божий закон в жизнь людей, у него должна быть возможность продолжать это делать многие годы.
III. ЕМУ НУЖНЫ БОЖЬИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ (ст. 8-11)
В-третьих, вождю нужны Божьи благословения. В стихах 8-11 излагается просьба о процветании царя. Это просьба о распространении его влияния во времени, то есть на будущее, и в пространстве, то есть на другие земли и царства. Желаемое влияние может осуществиться только благодаря Господним благословениям.
«Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь; и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (ст. 8-11).
Излагается просьба, чтобы все народы покорились этому справедливому правителю, признав его превосходство и моральную чистоту. Благодаря Божьим благословениям его царство раскинется от моря до моря, от реки до концов земли. Иными словами, Бог даст ему в царство всю землю, от Фарсиса (в Испании) и островов (на западе) до Аравии и Савы (на востоке и юге). Послы от царей соседних стран поспешат к нему с дарами. Все цари преклонятся пред ним, и их народы будут служить ему.
Ни один вождь не может процветать без Божьих благословений. Мы возделываем землю, засеиваем ее, вносим удобрения, но урожай дает Бог. Мы собираем людей и проповедуем им Слово, но обращает их Бог. Чтобы работа хорошего руководителя было плодотворной, мы должны молиться, чтобы Бог благословил его.
IV. ЕМУ НУЖНО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ (ст. 12-15)
В-четвертых, вождь должен быть милосердным. Царь избавляет обделенных, угнетенных и слабых, которым некому помочь, ибо их кровь дорога ему:
«Ибо он избавит нищего... Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его» (ст. 12-15).
Милосердного царя глубоко задевает невинно пролитая кровь. Несмотря на всеобщее уважение и популярность и на свое высокое положение, царь должен уделять внимание самым униженным, самым бедным, самым отверженным людям своей земли. Такой дух может иметь лишь тот, кто судит праведно, по-Божьи.
Такой царь будет благословлен. Израильский народ молится, чтобы добрый царь жил долго, чтобы ему давали золото Аравии, считавшееся самым лучшим и самым редким, и чтобы он был благословлен до конца своих дней. Люди будут молиться о милосердном царе постоянно, ибо милосердие - очень важное качество.
V. ЕМУ НУЖНА ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ (ст. 16, 17)
Вождь народа принесет тем больше пользы, чем продолжительнее будет его жизнь. Этому царю нужно долголетие, чтобы и дальше передавать людям Божью благость. У тех, кто творит добро, должна быть долгая жизнь и процветание.
«Будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные, все народы ублажат его» (ст. 16, 17).
В ветхозаветном мире материальное благополучие указывало на Божье расположение. Когда земля давала особенно богатый урожай, это было знаком того, что на царя и его царство сошли Божьи благословения. Вот и для царя из нашего псалма народ просит процветания. Для описания благоденствия использована метафора, рисующая картину земли, от долин до горных вершин покрытой хлебными полями и деревьями, гнущимися под тяжестью плодов. Ответ на молитву изображается сценой такого изобилия на земле, когда даже вершины гор (где злаки обычно не растут) будут покрыты спелыми хлебами. Сильные высокие стебли будут напоминать ливанские кедры, волнующиеся от морского ветра. А население городов вырастет несчетно, как растет трава. Божья рука будет на царе и на земле, и причина этому - благочестивое правление царя.
Царь так хорошо правит землей, что люди в своей молитве просят продлить его род навеки - чтобы его династия правила столько, сколько светит солнце. Понимая, что он значит для людей, все народы решат благословиться в нем, прославив его и покорившись его правлению. Они назовут его благословенным и прославят благость его правления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не удивительно, что псалму 71 дали название “Псалом идеального царя”. В этой молитве выражены замечательные качества идеального царя, но они применимы к любому руководителю, который стремится к истинному руководству Божьим народом.
Какими же свойствами должен обладать хороший руководитель? Несомненно, он должен обладать духовностью. Без нее он не может осуществлять добродетельное руководство. Он должен проявлять милосердие к бедным и несчастным. Без милосердия руководство будет жестоким. Он должен править долго, чтобы иметь время для осуществления своих целей. Он должен быть последовательным, иначе у него не будет сторонников. Никто не будет идти за лицемером. Он должен иметь Божьи благословения в жизни и работе. Без них он не будет успешным руководителем.
Бог решил, что будет править землей через благочестивых людей. Он не захотел, чтобы Его Слово проповедовалось ангелами, чтобы оно было написано в небе без участия человека или чтобы его проводили в жизнь роботы. Свой выбор Он остановил на людях - благочестивых людях, которые хотят исполнять Его волю и самоотверженно учат других, чтобы и они следовали Его воле.
Возможно, в этом псалме кроется пророчество о грядущем совершенном Царе, Иисусе Христе. В Новом Завете эти стихи нигде не цитируются как исполненные в Иисусе, но молитва приписывает своему царю такую идеальность, какую невозможно представить себе ни в одном земном руководителе. Является этот псалом особым пророчеством об Иисусе или нет, мы можем быть уверены в одном: Иисус - наш совершенный пример упомянутых качеств руководителя. Плоды благочестивого руководства иллюстрируются шествием евангелия от Пятидесятницы и привнесением в мир красоты и славы.
Будьте благочестивым руководителем и молитесь о благочестии каждого руководителя.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
#псалом #изучение библии #толкование ветхого завета #религия #христианство #псалтирь #библия #библиянакаждыйдень #псалтырь