ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Как бы вы охарактеризовали человека двумя-тремя предложениями? Сказали бы вы распространенное: “Это душа, имеющая тело”? Или: “Это существо, сотворенное по образу Божию и обладающее свободой выбора, которое ожидает определенная судьба в вечности”? Что бы вы сказали? Перед вами псалом, который дает подлинное определение природы человека.
Псалом 89 приписывается Моисею. Поскольку у нас нет причин сомневаться в этом, можно сказать, что он является самым древним псалмом в Псалтири. Названный “молитвой” Моисея, он отличается возвышенными мыслями о характерных особенностях человека. Это, возможно, не единственный псалом, написанный Моисеем, однако он один приписан ему.
Основной темой этого одного из самых популярных псалмов является быстротечность жизни. По этой причине в нем мы находим напоминание о вещах мрачных и безрадостных.
Псалом начинается с высокой ноты - провозглашением, что Бог был прибежищем Израилю многие годы.
“Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог” (ст. 2, 3).
Сорок лет водил Моисей по пустыне народ израильский, не имевший постоянного пристанища, кроме Бога. В Нем Израиль имел жизнь и защиту. Во время их скитаний от одной стоянки до другой в пустыне связь с Богом была для них тем прибежищем, где они могли почувствовать себя в безопасности и найти утешение.
Когда ничего еще не существовало, Бог уже был. В нашем обычном представлении горы и земля существовали всегда. Однако прежде чем они родились или были образованы, как говорит псалмопевец, Бог уже существовал. Извечный, существующий независимо ото всего и ни в чем не нуждающийся для Своего существования, Бог пребывает от бесконечности в прошлом до бесконечности в будущем. Он обитает в бесконечном настоящем, Он Бог вчера, сегодня и завтра. Он был, есть и грядет.
Для того, чтобы понять человека, мы должны понять Бога, сотворившего его. Хрупкость и бренность человека становятся яснее при сравнении с вечной природой Бога.
Ценность псалма заключается в том, как он ведет нас к пониманию ограниченности человека. Посредством живописных метафор он предлагает нам ответы на важный вопрос: “Что есть человек?”
I. ОН СМЕРТЕН (ст. 4-7)
Первый из данных ответов заключается в том, что человек смертен. У Бога нет конца, а у человека - есть. Человек - просто прохожий в этом мире, тогда как Бог пребывает в нем и над ним, ибо Он велик и вечен.
“Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает. Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении” (ст. 4-7).
Со дня рождения над человеком Дамокловым мечом висит смертный приговор. После грехопадения человека в Эдемском саду Бог объявил, что человек познает тление и возвратится в прах, из которого он был сотворен (Быт. 3:19). “Возвратитесь, сыны человеческие!” должно быть дальнейшим развитием предыдущей строки: “Ты возвращаешь человека в тление”. Итак, человеку велено вернуться в прах, из которого было сотворено его тело. Это Божье повеление было наказанием человеку за его грех. Всякий раз, когда кто-либо умирает, Божий приговор приводится в исполнение. Мы не унаследовали вину Адама, но мы унаследовали его могилу!
Продолжая развивать тему вечности Бога в сравнении с бренностью человека, автор отмечает, что Бог не ограничен временем. Тысяча лет для Него - краткий миг, настолько же мимолетный, как воспоминание о прошедшем дне. Тысяча лет для Него подобна четырехчасовой ночной страже. Зная, как быстро проходит четырехчасовая стража, вы можете вообразить, как быстротечна тысяча лет в сознании Бога.
Сравнительно короткая и без уверенности в завтрашнем дне жизнь человека на земле описана псалмопевцем еще тремя запоминающимися метафорами: она - как наводнение, как сон и как трава. Человеческая жизнь настолько быстротечна, что ее можно уподобить дому, который смывает вышедшая из берегов река при наводнении. Одно мгновение - и нет его. Земная жизнь пролетает столь же стремительно, как часы ночного сна. Человек рождается, живет и умирает подобно траве, которая вырастает не более чем на один день, а вечером уже засыхает.
Размышляя о природе человека, мы непременно должны учитывать скоротечность жизни. Сегодня мы живем, а завтра нас уже нет. Кое-кто доживает до семидесяти-восьмидесяти лет, но это всего лишь краткий миг по сравнению с вечностью.
Задумывались ли вы о своей смертности? В жизни каждого человека наступает переломный момент, когда он начинает осознавать, что его земное тело не вечно.
ОН ГРЕШЕН (ст. 8-11)
Второй ответ на вопрос “Что есть человек?” - “Он грешен”. Действия и эмоции человека окрашены его греховностью.
“Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим” (ст. 8-11).
Почему человеку страшно и стыдно? Почему его преследуют болезнь и чувство вины? Ответ заключается в том, что из-за своего греха он живет под покровом ярости Божьей. Человек - существо грешное. Он не ангел, он грешник.
Бог знает о нас все. Ему известны наши беззакония и тайные грехи. Если мы хоть что-то знаем о Боге, то мы осознаем, что Он недоволен нашим грехом. Тот факт, что Бог сердится из-за наших грехов, беспокоит - или должен беспокоить - нас. Мы подобны озорному ученику, который осознает, что учительница знает о его проделках. Совесть его постоянно напоминает ему, что в любой момент она может вызвать его к доске и потребовать отчета за совершенное.
Что сделал Бог относительно наших грехов? Вместо того чтобы прятать Свое лицо от наших беззаконий, отворачиваясь и не замечая их, Он “положил их пред [Собой]”, во все проникающем свете Своего чистого сердца и святости. Он видит не только те грехи, о которых мы знаем, Ему также ведомы наши тайные грехи, о которых мы сами даже не подозреваем. Он осветил наши грехи светом Своего лица. Он примечает все в нас: грехи общественные и личные, грехи известные и неизвестные.
Все дни нашей жизни проходят под воздействием Его гнева. Обремененные виной за наши грехи и Божьим осуждением, изо дня в день мы живем под гнетом страха, и жизнь наша заканчивается неожиданно, как звук. Вместо песен грех приносит в нашу жизнь плач, вместо улыбки - печаль.
Грех осудил нас на короткую жизнь. Человек живет около семидесяти лет. Некоторые могут дожить до восьмидесяти лет, но таких не так много. Как правило, жизнь за рубежом семидесяти лет сопряжена с увеличением труда и болезней. Чем дольше мы живем, тем труднее становится наша жизнь. Но сколько бы лет нам ни было отмерено, все равно они проносятся очень быстро, и мы улетаем из этого мира в мир иной.
Мы не сможем понять истинную природу человека, если не поймем, что он грешен. Эмоции и мысли человека поражены страхом и стыдом. Эти чувства являются результатом непослушания Богу, возникшего отсюда чувства вины и последовавшего проклятия.
Время от времени происходят трагедии. Убивают невинного человека или же угроза терроризма наводит страх на жителей страны. Иногда люди говорят: “Мы не понимаем подобных поступков! Такое поведение - загадка для нас”. До известной степени ответ на этот сложный вопрос может быть прост: насилие является результатом греха, свирепствующего среди рода человеческого. Самая большая проблема, в которой мы должны дать себе отчет, это грех и сопутствующий ему гнев Божий.
III. ОН ЗАВИСИМ (ст. 12-18)
Третий ответ псалмопевца на вопрос “Что есть человек?” - “Он зависим”. Тот, кто не обращается к Богу за помощью, воистину является глупцом. Никто не может совладать с жизнью в одиночку. Человек слаб, хотя внешне может казаться крепким; он грешен, хотя кажется добрым и обладает многими хорошими чертами.
“Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие. Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй” (ст. 12-18).
Теперь мы подошли к той части псалма, которая представляет собой плач, к мольбе псалмопевца. В свете того кто, и что есть человек, в чем он нуждается от Бога? О чем ему следует просить?
Мудрость человека зависит от Бога (ст. 12, 13). Мы не отдаем себе отчета в том, насколько страстен Бог в Своем гневе на грех и как его выражает. Хоть мы и боимся Бога, мы не можем полностью понять силу Его гнева или каким образом этот гнев изольется на грех. Учитывая наше временное существование на земле, мы также должны ценить каждый данный нам день и проживать его хорошо, понимая, что любой день может стать последним. Нам необходимо быть мудрыми и эффективно использовать наше время.
Помилование человека зависит от Бога (ст. 14). Автор молит Бога о милосердии, о благоволении. Размышления о Божьей вечности и человеческой слабости побуждают его молить Бога о милости. Он спрашивает: “Сколько нам еще ждать, когда Ты явишь нам Свою милость?” Он молит: “Обратись, Господи!” Он молится, чтобы Бог раскаялся, то есть изменил применяемую Им меру воздействия по отношению к взывающим к Нему. Поскольку Бог не человек, чтобы Ему “раскаяться” (1 Цар. 15:29), то есть изменить раз принятое решение, Он изменит Свое отношение к тому, кто покается, то есть отвернется от греха. Божья милость к Его народу обусловлена послушанием Его законам.
Человек должен искать мира у Бога (ст. 15, 16). Вокруг псалмопевца темная ночь, и он жаждет прихода утра Божьей благодати. Он страстно желает, чтобы Бог ускорил приход рассвета милости. Когда Божья милость будет явлена, народ возрадуется и возвеселится. Он просит о радости, которая бы компенсировала скорби и бедствия пережитого прошлого.
Благополучие человека зависит от Бога (ст. 17, 18). Далее Моисей просит Бога принять меры. Он хочет, чтобы слава Божья отразилась в Его делах. Он молится, чтобы Божье благоволение было на Его народе. “Благоволение” - это и милость, и благосклонность, и доброжелательность, и великодушие. Если суммировать все это, то он молит Бога о том, чтобы Он побеспокоился о процветании дел рук их.
Человек не сотворил себя и поэтому не может сам себя обеспечивать. Он зависим от Бога и нуждается в Его мудрости, милости, мире и процветании. Человек, не осознающий своей зависимости от Бога, просто не понимает основы своей собственной природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто такой человек? Он смертное, грешное и зависимое существо. Как мы должны реагировать на эти истины в отношении нашей глубинной сущности? Ответ очевиден: мы должны отдать свою жизнь Богу так, как это сделал псалмопевец.
Мы часто размышляем о хрупкости жизни и ее скоротечности на земле. Семья человека и общий житейский опыт напоминают нам о том, из чего мы состоим. Смерть читается на листьях деревьев, в животном мире, на птицах поднебесных и в немощах человеческого тела. Псалом 89 содержит честное и здоровое признание нашей зависимости от Бога. Не требуется долго думать, чтобы осознать, что без Бога мы не имеем надежды.
Как же обращаться к Богу? Мы просим у Него помилования и получаем Его мир. В век христианства мы получаем Божье прощение через веру в Иисуса, покаяние, исповедание Христа и крещение во Христа для прощения грехов (Деян. 2:35-47). Получив помилование и мир Божий, мы должны затем ходить с Богом. Тогда мы удостаиваемся привилегии наблюдать Божьи дела в нашей жизни, Божью славу в Его делах и Божье благоволение в Его славе.
Мы удостоены чести ходить с Богом в этой жизни и перспективы жить вечно с Ним в жизни будущей. Наша греховность покрывается Божьей благодатью.