К самым популярным финансовым инструменты относятся акции и облигации. На их основе можно создавать более сложные финансовые инструменты – производные финансовые инструменты и структурные продукты.
🔹 Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право владельца на получение в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Основа облигации – договор займа. Таким образом, облигация – это долговая ценная бумага. Приобретая облигацию, вы кредитуете компанию, ее выпустившую.
Владелец облигации – кредитор. Основной риск владельца облигации – кредитный риск, риск невозврата и риск изменения процента по ней, так как от этого зависят доходы владельца облигации.
Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.
Основные характеристики облигации: номинал – сумма основного долга (тело облигации) и доход - определяется как процент к номиналу или дисконт к номиналу (скидка в % от номинала) и срок обращения.
Рассмотрим основные виды облигаций.
🔸 В зависимости от того, кто их выпустил:
- Государственные – федеральное правительство, считаются эталонными, так как самые надежные. По ним низкие доходы, но и вероятность дефолта – отказа от платежей - крайне низкая. Все участники рынка облигаций обращают внимание прежде всего на то, как ведут себя государственные облигации.
- Субфедеральные – субъекты федерации – республики, края области России, города Москва и Санкт-Петербург. Эти облигации менее надежны.
- Муниципальные – выпускают местные органы власти.
- Корпоративные – хозяйствующие субъекты – акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью – Норникель, Газпром, Лукойл, Яндекс, банки – ВТБ, Сбербанк и многие другие.
☝️ Важно отметить, что в отличии от акции облигация имеет срок обращения. В России принято считать краткосрочными облигации сроком обращения до 1 года, среднесрочными – до 3-х лет, долгосрочными долгосрочные -от 3-х лет. В мировой практике существуют и бессрочные (вечные) облигации, не имеющие срока погашения.
Доходность облигации зависит от того, каким способом выплачивается доход – процентные или дисконтные.
• Процентные – предполагают купонные выплаты. Это регулярные выплаты с определенной периодичностью. Для них определяется Ставка купона – в процентах к номиналу облигации в годовом выражении – 5% годовых на номинал 100 рублей означает 5 рублей в год. Кроме того, определяют частота выплат по купону (1 раз в квартал, раз в 6 месяцев, 1 раз в год). В этом случае ставку делят на количество выплат. В нашем примере, если выплаты 2 раза в год вы будете получать каждые 6 месяцев по 2,5 рублей, если 4 – каждые 3 месяца по 1, 25 руб. Выплаты могут начинаться не с первого года.
• Дисконтная облигация - облигация, доход по которой выплачивается в виде дисконта, то есть разницы между рыночной ценой покупки и номиналом – той суммой, которую инвестор получит в конце срока обращения ценной бумаги.
Автор: Мешкова С.В.