Найти тему

Облигация: основные характеристики и виды

К самым популярным финансовым инструменты относятся акции и облигации. На их основе можно создавать более сложные финансовые инструменты – производные финансовые инструменты и структурные продукты. 

🔹 Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право владельца на получение в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Основа облигации – договор займа. Таким образом, облигация – это долговая ценная бумага. Приобретая облигацию, вы кредитуете компанию, ее выпустившую. 

Владелец облигации – кредитор. Основной риск владельца облигации – кредитный риск, риск невозврата и риск изменения процента по ней, так как от этого зависят доходы владельца облигации. 

Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт. 

Основные характеристики облигации: номинал – сумма основного долга (тело облигации) и доход - определяется как процент к номиналу или дисконт к номиналу (скидка в % от номинала) и срок обращения. 

Рассмотрим основные виды облигаций. 

🔸 В зависимости от того, кто их выпустил: 

- Государственные – федеральное правительство, считаются эталонными, так как самые надежные. По ним низкие доходы, но и вероятность дефолта – отказа от платежей - крайне низкая. Все участники рынка облигаций обращают внимание прежде всего на то, как ведут себя государственные облигации. 

- Субфедеральные – субъекты федерации – республики, края области России, города Москва и Санкт-Петербург. Эти облигации менее надежны. 

- Муниципальные – выпускают местные органы власти. 

- Корпоративные – хозяйствующие субъекты – акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью – Норникель, Газпром, Лукойл, Яндекс, банки – ВТБ, Сбербанк и многие другие. 

☝️ Важно отметить, что в отличии от акции облигация имеет срок обращения. В России принято считать краткосрочными облигации сроком обращения до 1 года, среднесрочными – до 3-х лет, долгосрочными долгосрочные -от 3-х лет. В мировой практике существуют и бессрочные (вечные) облигации, не имеющие срока погашения. 

Доходность облигации зависит от того, каким способом выплачивается доход – процентные или дисконтные. 

• Процентные – предполагают купонные выплаты. Это регулярные выплаты с определенной периодичностью. Для них определяется Ставка купона – в процентах к номиналу облигации в годовом выражении – 5% годовых на номинал 100 рублей означает 5 рублей в год. Кроме того, определяют частота выплат по купону (1 раз в квартал, раз в 6 месяцев, 1 раз в год). В этом случае ставку делят на количество выплат. В нашем примере, если выплаты 2 раза в год вы будете получать каждые 6 месяцев по 2,5 рублей, если 4 – каждые 3 месяца по 1, 25 руб. Выплаты могут начинаться не с первого года. 

• Дисконтная облигация - облигация, доход по которой выплачивается в виде дисконта, то есть разницы между рыночной ценой покупки и номиналом – той суммой, которую инвестор получит в конце срока обращения ценной бумаги.

Автор: Мешкова С.В.