Найти тему
ТыжИсторик

Герой не нашего романа. Сказ о том, как русский казак за американцев воевал.

Автор: Крыс Питерский (и Мыська)

Син тяо, драгоценные мои! Вот и настала пятница, а значит, снова мы вместе. Погода не улучшилась, бабьего лета не завезли, а значит - мы все глубже залезаем в осеннее настроение. Мыськина секира переточена уже раз пятьсот, я вижу все более мечтательные сны, а значит - философические материалы по военной истории продолжаются. И сегодня мы расскажем вам историю, более чем достойную полноценного голливудского байопика - о том, как простой русский офицер (и казак) вошел в историю Гражданской войны в США. Интересно? Ну, помчались!

Битва при Чикамоге. Холст, масло, открытка.
Битва при Чикамоге. Холст, масло, открытка.

В начале, как говорится, ничего не предвещало... В 1822 году в станице Константиновской в семье донских казаков родился мальчик Ваня. Времена были далекие (теперь почти былинные), казаки - настоящие, так что особых вариантов судьбы у пацана не было. Военная карьера была неизбежна как победа коммунизма.

Так и вышло... Тем более, что семья была не совсем простая - отец герой наполеоновских войн, два дядьки - генералы (настолько, что в Эрмитаже висят). Вариантов не было.

Десяти лет от роду Иван поступает на учебу в Первый Кадетский корпус. Если что - более, чем элитное учебное заведение, в свое время курировавшееся Михаилом Кутузовым (тем самым). Впрочем, уже тогда суматошность звезд сказалась на нашем герое - и через три года по настоятельной просьбе маменьки его переводят в Новочеркасскую войсковую гимназию. Поближе к дому, стало быть... Заканчивал же учебу он в Михайловском артиллерийском училище. Звучит неплохо, но стоит отметить, что в XIX веке, несмотря на опыт наполеоновских войн на артиллеристов в офицерской среде все еще смотрели как на "ненастоящих военных". Лихая кавалерийская атака или суровая пехотная поступь - вот где было место настоящему мужчине...

Кто знает, возможно такое начало военной карьеры и зародило в молодом офицере будущее свободомыслие... Тем не менее, службу он несет резво и ответственно. В 1848 году участвует в СВО по подавлению венгерского восстания. В 1852 (с медалью, пусть и малой серебряной) заканчивает академию Генерального штаба. В 1853 - добровольцем (первым из ГШ!) идет на свежеобразовавшуюся Крымскую войну, где два года спустя становится полковником. Получает (лично!) поручение от императора Николая I об инспекции Балтийского побережья (более чем актуальное задание в условиях войны с Англией). В общем, жизнь удалась... Наверное...

Турчанинов смотрит на тебя так, что ты уже догадался - дальше будет интереснее.
Турчанинов смотрит на тебя так, что ты уже догадался - дальше будет интереснее.

В 1856 году под предлогом лечения полковник (без пары лет генерал) Турчанинов, на тот момент - начальник штаба корпуса в Польше, внезапно уезжает в Мариенбад, а оттуда (да, еще в XIX веке так делали!) в США.

Традиционно отъезд Турчанинова связывают с его дружбой с Герценом (если кто не в курсе, это такой Навальный образца XIX века) и "глубоким разочарованием в крепостнической России". Нам же хочется верить, что в первую очередь здесь сыграл дух авантюризма, совершенно типичный для тех времен. Стоит напомнить, что тогда молодая американская страна - еще не тот злобный гегемон, каким мы привыкли его видеть сейчас. Скорее нечто новое, удивительное и никогда раньше не виданное - государство, строящееся исключительно на волеизъявлении граждан, существующее вопреки таким грандам европейского доминирования, как Англия или Франция. В общем, не нам осуждать молодого полковника Ваню за его идеализм...

Тем временем в США...
Тем временем в США...

Не будем излишне распинаться. В стране свободы у Вани дела не задались... Пытался заняться фермерством - получилось не очень. Хозяйство прогорело, да и Америка оказалась... Немного не тем, что ожидалось. Повсеместно используют цитату из письма Турчанинова к Герцену, используем ее и мы. Благо, актуальности она не утратила.

Разочарование мое полное; я не вижу действительной свободы здесь ни на волос… Эта республика — рай для богатых; они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые чёрные происки окупаются деньгами… Что касается до меня лично, то я за одно благодарю Америку: она помогла мне убить наповал барские предрассудки и низвела меня на степень обыкновенного смертного; …никакой труд для меня не страшен..."

Впрочем, настоящего казака ничто не остановит. Иван переучивается на инженера (довольно логично после артиллериста в то время), его жена - заканчивает медицинский колледж. В это же время Турчанинов знакомится и сходится с амбициозным адвокатом по имени Авраам Линкольн - это знакомство еще откликнется в его судьбе...

Америка тем временем стремительно катилась к гражданской войне. Предпосылки и причины ее столь многообразны, что здесь мы даже не будем о них говорить. Нас интересует только история нашего героя - который, разумеется, не смог остаться в стороне.

С самого начала войны Турчанинов вступает в американскую армию. Более того, боевой опыт и "прошлое" звание позволяет ему сразу стать полковником, взяв под свое начало 19 Иллинойский полк. К слову сказать, в обход некоего Улисса Гранта, если это вам о чем-то говорит...

Будущий президент США Улисс Грант осуждает этих русских выскочек...
Будущий президент США Улисс Грант осуждает этих русских выскочек...

В рамках обязательного патриотизма принято упоминать тот факт, что 19-й Иллинойский считался одним из самых боеспособных полков армии федералов. Дескать, вот как наши умеют. Мы же с Мыськой лишь недоуменно пожимаем плечами и напоминаем - учитывая, что армия северян изначально строилась из гумна и палок, а кадровый голод достигал танталова уровня, не очень неожиданно что подготовленный в крупнейшей армии Европы и имеющий боевой опыт офицер смог сотворить с личным составом что-то годное. Впрочем, личных заслуг Ивана Васильевича это ничуть не умаляет.

Случилась, правда, оказия. Шибко не дружил наш Ваня с генералом Бьюэллом. Тот, вроде как за северян был, но рабовладение любил и умел, да и клятых южан бить особо не стремился. Что либералу Турчанинову (на тот момент уже командовавшему бригадой) не очень нравилось, так что он в лучших традициях гражданской войны самовольно пошел в наступление (sic!). И таки удачно! Захватив, в частности, город с романтичным названием Афины.

Бьюэлл смотрит с негодованием.... Русские? Откуда?
Бьюэлл смотрит с негодованием.... Русские? Откуда?

Получилось некрасиво. Оголодавшие солдатики устроили значительный даже по меркам той войны погром и грабеж, так что за полковником Турчаниновым закрепилось прозвище "Безумный казак". Отставка была неизбежна, но... Старый приятель, а ныне - президент США Беня Линкольн (мы же обещали, что он еще появится!) присвоил вне очереди Ване звание бригадного генерала, что позволило формально обойти претензии. Ну а чо, вы тут полковника хотите уволить - а у нас таких полковников нет... В общем, удача и связи решают!

P.S. Чтобы совсем не скатываться в пропаганду о всеохватывающей американской коррупции - после процесса Линкольн таки разжаловал Ваню обратно в полковники.

И Ваня оправдал доверие. А заодно - вошел в американскую историю, которая, как известно - из истории Гражданской войны состоит примерно наполовину.

Да, опять Чикамога!
Да, опять Чикамога!

Вообще, битва при Чикамоге - не то, что сильно любят вспоминать белые, либерально настроенные американцы. Ну просто потому что получилось как всегда - численно превосходящие, но бардачно организованные силы северян были разбиты малочисленными, но мотивированными южанами. После Геттисберга особенно обидно...

Но Ваня с таким мириться не собирался. В тот момент, когда войска федералов были разбиты, он повел свою бригаду в контратаку. Успешную. Злые северяне под руководством русского полковника прорвали строй южан, захватили несколько орудий и порядка 300 пленных. Впоследствии эта история получила название "Турчинской атаки в тылу врага" и встала на полочку наряду с той же "Атакой легкой бригады". Вот так русский казак прописался в истории США...

Он еще успел отметиться в другой знаковой битве Гражданской войны - при Чаттаунге. По свидетельству очевидцев - возглавив безумную атаку на окопавшихся на холме южан. Говорят, его бригада первой ворвалась на позиции противника...

Увы, жизнь всегда вносит свои коррективы. В 1864 году после сердечного приступа Иван Васильевич оставил военную службу. Как положено авантюристу XIX века, доживал он в скромности и бездетности. Писал прошения Александру II (с которым был лично знаком) о возвращении на родину, но получил отказ. Жизнь в окопах тоже добра не прибавила... Так что донской казак, русский офицер и американский полковник скончался в 1901 году в лечебнице для умалишенных. Такие дела...

В общем, вот такая получилась история. Надеемся, вам было интересно. А мы с Мыськой раскланиваемся и прощаемся до следующей пятницы. Всем тепла и мирного неба над головой!

P.S. По традиции, поклянчим денег. Напоминаем, если вы сочувствуете нашей пушистой компании и хотите выразить благодарность за наш труд (что совершенно необязательно) - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157.

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой