Увиденное второе
Текст: Галина Мумрикова
Захотелось вдруг вспомнить любимого мною Антона Павловича Чехова, который сказал, что в человеке «все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если трансформировать это высказывание на современное искусство, то последнее готово с этим поспорить и даже опровергнуть. Мысль, идея, инновация – вот что должно быть на первом месте. Эстетика, первозданная красота – сие постепенно уходит на второй план.
Создавая свои арт-объекты, художники выражают идеи, порой «укладывая» их в такие философские дебри, что остается только удивляться. Все ищут – кто я? Что я хочу поведать миру? Почему я – «другое искусство»?
Совмещение современных технологий с эстетикой, вернее, их творческий союз, получается далеко не у всех. Вот у Андрея Шкарина в дуэте с Марией Ефимовой (Omelchenko Gallery) получилось. В своих аллегориях на тему «Мой сад», углубляясь в эпоху барокко (серия Vanitas) художники сумели создать не отвлеченную красивость, а образы, созвучные и нашей реальности.
А вот «из другой оперы», но тоже из серии. «Цветы и трава». Московская художница Варвара Гранкова (галерея «Алиса»), выпускница Национального института дизайна, а также Школы современного искусства «Свободные мастерские», создала свое панно из ненужной одежды. Это целый проект – и благотворительный, и художественный, начавшийся еще в июле этого года, и в котором старая одежда становится символом помощи, причастности каждого к состраданию.
Мне стыдно, но работы лауреата премии Курехина художника из Санкт-Петербурга Виталия Пушницкого (галерея pop/of/art) я вообще не знала. А он может все: в живописи, в своих сериях, которыми надолго увлекается, он работает с разными материалами, совмещая классику с чем-то архисовременным. Он может выстроить из какой-то древесной трухи римскую арку, а уж что нам при этом привидится… Во всяком случае есть над чем подумать.
С деревом, фанерой как с материалом для арт-объектов работают многие современные художники: из интересный здесь хотелось бы отметить «Шахматы» (группировка ЗИП), «Bar» Кирилла Манчунского и «Пухлую слякоть» Катерины Лукиной.
Работы художников Осип Тофф (псевдоним, под которым работают Никита Балтинских и Александра Грачева) представляла екатеринбургская галерея Ural Vision Gallery. Мне удалось с ними чуть-чуть пообщаться, потому что они беспрерывно фланировали внутри выставки (искали новые сюжеты?) Молодежь толпилась на их стенде постоянно. Можно по-разному относиться к создаваемым ими контекстам, потому что художники с ними, как говорится, «на ты». Можно их вообще не принимать – вольному воля. Но есть в работах какие-то вроде бы уже отгаданные ребусы, есть живая мысль, в которой социальное значимое низвергается до юморной парадигмы и потому воспринимается всеми по-разному: все зависит от точки зрения. От угла… От индивидуального мышления.
Askery галерея показала весьма известных авторов, где на первое место (по привлекательности) вышел южнокорейский художник Кван Йонг Чан, идеи которого перекликаются с Варварой Гранковой: у нее в фаворе – старая одежда, у Чана – панно с «главным героем – бумагой. В общем-то, тоже вторсырье. Правда, это необычная бумага: она сделана из шелковичного дерева. И вот такое старье, написанное кем-то – от отчетов до любовных писем – получает вторую жизнь, становясь полноценным арт-объектом с Большой буквы.
Ткань:. Куда ж без нее? Тоже имела место быть – от традиционной вышивки до панно с применением новых технологий. Людмила Баронина (Ural Vision Gallery) работает в разных техниках, в частности, на тканях, и каждый раз поражаешься тщательности прорисовок – независимо от материала – чувствуется настоящая школа, которую она получила.
Пирография, или «огненное письмо», дерево, пенька, масло, текстиль – такой «замес» на шаманской маске-автопортрете Маши Ламзиной, которая в одном из интервью высказалась так: «Меня очень вдохновляет абсурдность. Я никогда не стараюсь делать на этом главный акцент, но это, безусловно, часть моего кода… Люблю текстиль и коллекционирую старинные кружева, вышивки, кукол с блошиных рынков».
Московская школа современного искусства (MSCA) на ярмарке первый раз. Среди художников, которых она представляла, Виктория Мухонько, выпускница курса «Современное искусство» Британской Высшей Школы Дизайна». Сейчас Виктория учится в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна.
Ее проект называется «На память 3». Старые фотографии, чья-то форма, какие-то документы тех, кого, возможно, нет в живых… Как к этому относиться? Выбросить? Сохранить? Если сохранить, то для чего? И вообще – что это такое – память? Старые объекты, собранные художницей, вовсе не крестражи (обойдемся без заклинаний), а просто предметы памяти, которые у каждого из нас – свои. И потому их – однозначно – стоит сохранить. Стоит.
Продолжение следует
#выставки#соsmoscow-2022#искусство#
современное искусство#актуальное искусство#
гостиный двор#