Рабочий лист предназначен для учащихся 5-6 классов. Он содержит теорию по теме и упражнения для отработки умений не только правильно писать гласные, но и отличать корни с чередованием от омонимичных.
Теория
Значения корней
ГОР / ГАР (общее знач. – горение, высокие температуры)
КЛОН / КЛАН (общее знач. – нагибаться)
ТВОР / ТВАР (общее знач. – делать, творить, созадвать)
ЗАР / ЗОР (общее знач. – свет)
ПЛАВ / ПЛОВ / ПЛЫВ (общее знач. – плавать)
Омонимичные корни
Правописание корней
В корнях гор / гар, твор / твар, клон / клан, зор /зар, плов / плав /плыв под ударением (в сильной позиции) пишем ту гласную, которую слышим (загАр, твОрчество, поклОн, зОрька, плАвать).
В глаголе плыть и словах, образованных от него, пишем букву ы независимо от ударения в слове: проплы́ть, проплыва́ть, заплы́ть, заплыва́ть, доплы́ть, доплыва́ть, переплы́ть, переплыва́ть, заплы́в и др.
Упражнения для закрепления
Упражнение 1
Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные буквы в безударном положении.
Г…ремыка, г…рластый, горечь, гарь, разг…рячённый, г…рбушка, г…ревать, приг…релый, пригорок, г…рловина, г…рчить, г…рбыль, заг…рать, приг…рюниться, г…рняк, г…рячка, г…ристый, г…рение, г…рловой, разгар, сгорбиться, г…рьковатый, г…рлодёр, разг…раться, горестный, г…рючее (бензин), г…релка, сг…ряча, горец, косогор, загар, г…рбатый, уг…реть, муха-г…рюха, г…рбуша (рыба), угарный, пог…рячиться, перег…реть, Конёк-Г…рбунок, огарок, горесть, перегар, г…рючие (слёзы).
- Корни с чередованием: _________________________________________________
- Омонимичные корни
- Горе, беда: _________________________________________________________________
- Возвышенность: ___________________________________________________________
- Выпуклость: ________________________________________________________________
- Вкус: _________________________________________________________________________
- Глотка: _______________________________________________________________________
Упражнение 2
Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные безударные гласные.
Раз…рение, оз…рение, оз…рница, з…рница, узорный, взор, беспризорный, опозориться, узорчатый, оз…рничать, оз…рённый, зазорный, раз…рительный, дозорный, оз…рной, зори, позорище, узористый, зоркий, зорька, зарево, позорный, оз…рова́ть, проз…рли́вый, обзор.
- Корни с чередованием: ______________________________________________________
- Омонимичные корни
- Опустошить: ___________________________________________________________________
- Смотреть: ______________________________________________________________________
- Украшение: ____________________________________________________________________
- Постыдный: ___________________________________________________________________
- Шалить: _______________________________________________________________________
Упражнение 3
Данные слова распределите в два столбика: с ударной гласной в корне и с безударной гласной. Вставьте пропущенные безударные гласные.
1) Поклон, покл…няться, кланяться, склонность, скл…ниться, уклон, укл…няться, уклончивый, поклонник, прекл…нение, наклонный, скл…нение, раскланяться, преклонный.
С ударной гласной: ______________________________________________________________
С безударной гласной: __________________________________________________________
2) Сотв…рение, творчество, тварь, тв…рец, миротворец, стихотв…рение, благотв…рительный, утварь, вытв…рять, притв…риться, чудотворный, умиротв…рение.
С ударной гласной: ______________________________________________________________
С безударной гласной: __________________________________________________________
Упражнение 4
Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов с чередующимися гласными.
1) Заг…релый, заг…рать, заг…реться, дог…реть, подг…реть, самовозг…рание, уг…реть, г…релка.
2) Накл…нить, покл…ниться, скл…няемый, прекл…нить (колени), прикл…нить (голову), откл…нение, скл…нять.
3) Притв…рить (дверь), затв…рить; тв…рить, тв…рец, сотв…рить, натв…рить; претв…рить (в жизнь), претв…рение; благотв…рительность; одухотв…рённый; тв…рительный; притв…ряться.
4) З…ря, з…рницы, оз…рение, оз…рять, оз…риться, з…ревой, з…рничный.
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выполните морфемный и словообразовательный разборы выделенных слов.
Многие из вас ребята летом мечтают получше заг…реть. Но заг…рать надо с умом постепенно и осторожно. Иначе можно обг…реть и сотв…рить большой вред своему здоровью. Лучше всего заг…рать на утренней или вечерней з…ре. Рано утром солнце нежно и ласково оз…ряет землю и ещё не опаляет её. И к вечеру солнечный шар скл…няется к закату и уже не палит и не жжёт. Пылает г…рит пожаром солнечный закат но никому не тв…рит зла и тихо дог…рает к ночи.
При составлении рабочего листа были использованы и переработаны некоторые материалы из книги Бройде М.Г. "Занимательные упражнения по русскому языку" .
Файл для распечатки и ответы к упражнениям можно скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.