Найти тему
Магаданская Правда

«Советская Колыма» сообщила об ужасном пожаре на пароходе «Джурма» 83 года назад

День в истории 29 сентября

Фото: архив «МП»
Фото: архив «МП»

29 сентября 1939 года газета «Советская Колыма» сообщила об ужасном пожаре на пароходе «Джурма», пришедшем в бухту Нагаева из Владивостока с партией заключенных.

О причинах пожара и каких-либо жертвах в газете не сообщалось. Он возник на борту еще в конце августа, когда корабль шел по морю. По некоторым свидетельствам, погибло несколько десятков заключенных.

Анатолий Смирнов в книге «Тайны Магадана» пишет об этом случае так:

- Заключенные добрались до каптерки, разграбили ее, а потом подожгли. Из «Джурмы» повалил дым, японцы предложили помощь, но капитан отказался и даже не открыл люков. Задохнувшихся в трюме людей потом выбрасывали за борт...

В свою очередь «Советская Колыма» писала следующее:

- Экипаж судна под руководством капитана парохода товарища Захарова и помполита товарища Попова в весьма сложной обстановке проявила организованность, самообладание и дисциплинированность. Пожар был быстро ликвидирован. Пароход прибыл в Нагаева с минимальными потерями груза.

Так или иначе, 23 сентября 1939 года приказом по Главному управлению Дальстроя всему экипажу парохода объявили благодарность за проявленное мужество, отвагу и дисциплинированность.

Также в этот день:

  • 29 сентября 1931 года состоялось заседание оргбюро Охотско-Эвенского окружкома ВКП(б), принявшее решение радикально изменить политику в отношении коренных народов.

Оргбюро вынуждено было констатировать, что в результате срыва грузоперевозочных работ допущен ряд проступков в отношении коренного (тунгусского) населения: поджоги тайги, разграбление амбаров, стрельба по оленям и прочее.

- Тунгусское население остается без продуктов питания и предметов обихода, а кооперация продолжает заниматься торгашеством... в результате всего этого значительно ухудшилось политическое состояние тайги.

Также отмечались факты шовинистического, чиновничье-бюрократического, ничем не отличающегося от методов царской колонизации отношения к коренному населению в процессе коллективизации со стороны советских и партийных работников.

В целях реабилитации советской национальной политики планировалось выявить виновных, организовать ряд показательных процессов в тундре, провести коренизацию органов власти, приступить к организации национальных центров в Бараборке, Наяхане, Хургачане, Гаданже, Туманах, Уптаре, Эсчане, Оротуке, Коркодоне, Балыгычане. Оргбюро ВКП(б) обязало партчасть ЦМЗ, Дортранса и ГГРУ немедленно возместить все убытки коренному населению, урегулировать вопросы землепользования, связанные со строительством трассы.

  • 29 сентября 1939 года газета «Советская Колыма» сообщила, что Хабаровский краевой радиокомитет включил в сетку радиовещания передачи из Магадана, которые будут транслироваться три раза в месяц.
  • 29 сентября 1940 года закончила работу комиссия по приему нового 57-квартирного дома на перекрестке Колымского шоссе и улицы Сталина, ныне проспекта Ленина и проспекта Карла Маркса. Тогда этот дом еще не выделялся на фоне других новостроек, но сегодня его узнают все по появившейся чуть позже башенке с часами.

В квартирах было установлено центральное отопление, усовершенствованное освещение и работала вытяжная вентиляция, в комнатах имелись стенные шкафы и антресоли. Все квартиры имели кухню, ванную и переднюю. В каждой квартире - изолированный выход на лестничную площадку.

Газета «Советская Колыма» писала:

- В комнатах, где расположены санитарные приборы, полы настилают плиткой, изготовленной магаданским бетонным заводом. Полы в жилых комнатах и на кухнях будут деревянные, крашеные. В новом жилом здании устанавливают водяное отопление, подключаемое из центральной котельной.
  • 29 сентября 1942 года группа дальстроевцев под началом первого секретаря Магаданского горкома ВКП(б) товарища Белова посетила в Москве семью Героя Советского Союза Николая Гастелло и рассказала об открытии на Колыме прииска его имени.

Военный летчик, участник боев на Халхин-Голе и советско-финской войны, погиб 26 июня 1941 года, то есть спустя всего 4 дня с момента начала Великой Отечественной, направив свой горящий самолет на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

  • 29 сентября 1972 газета «Магаданская правда» сообщила об открытии областного агентства Хабаровского зонального управления «Спортлото».

#ДЕНЬ В ИСТОРИИ