После окончания работы над своим, пожалуй, самым узнаваемым полотном - "Иван Грозный и сын его Иван..." - Илья Ефимович Репин почувствовал, что правая рука больше его не слушается. Вскоре знаменитый художник и вовсе не смог рисовать. Это произошло в 1885 году. Впереди было 45 лет жизни, причем очень плодотворной. Как это возможно?
Все картины, написанные Репиным после 1886 года, выполнены левой рукой. Палитру Илья Ефимович закреплял у себя на поясе с помощью самостоятельно изобретенного приспособления. Постепенно подвижность правой руки удалось частично восстановить, но Репин до конца жизни остался переученным правшой.
Интересно, что в сложный период, когда обе руки плохо слушались художника (одна - по болезни, другая - в силу слабой натренированности), он работал очень много, создавая наброски своих будущих шедевров. Многие из них посвящены евангельским сюжетам.
По мере того, как координация левой руки становилась более тонкой, он переходил от эскизов и набросков к работам над большими полотнами. Заметно, что Репин много экспериментировал со стилями. Это тоже связано с "дрессировкой" непослушной левой руки. Яркий тому пример - совершенно "не репинская" по манере изображения работа 1888 года.
Несмотря на потерю работоспособности правой руки, Репин сохранил репутацию одного из самых востребованных художников своего времени. Ему было доверено изобразить венчание Николая II и Александры Федоровны.
По собственной инициативе Репин запечатлел события, которые считал исторически значимыми - и те, которым был очевидцем, и эпизоды далёкого прошлого.
Известно, что большую часть жизни Илья Ефимович был приверженцем строгой вегетарианской диеты, в любой сезон и при любой погоде спал у открытого окна. По воспоминаниям его дочери, часто к утру усы художника покрывались инеем. Поистине спартанские условия для жизни человека, которого сейчас бы отнесли к категории "лиц с ОВЗ". Но по отношению к Репину, который скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, такая терминология неуместна. Заметьте, "Какой простор!" написан художником накануне его 60-летнего юбилея:
Среди учеников Репина - Грабарь, Кустодиев, Серов. Он очень много работал в своей мастерской в имении Пенаты, которое в один странный день оказалось на территории Финляндии. Просто из-за того, что перенесли государственную границу, которая оставила престарелого художника за пределами родины.
В последние годы жизни художник по-настоящему бедствовал. Но привычка к скудному рациону и оптимистичный взгляд на жизнь позволили ему работать буквально до последнего вздоха. Несмотря на то, что свою последнюю картину он написал на куске старого линолеума (на холст просто не было денег), в письме близкому другу - Корнею Чуковскому - незадолго до смерти Репин писал:
"Пожалуйста, не подумайте, что я в дурном настроении по случаю наступающей смерти. Напротив, я весел – даже в последнем сем письме, к вам, милый друг…Прежде всего, я не бросил искусства. Все мои последние мысли о Нём, и я признаюсь: работал, как мог над своими картинами..."
Все картины, репродукции которых приведены в этой публикации, написаны левой рукой. И этот портрет Л.Н. Толстого и его супруги - тоже:
История Репина - вдохновляющий пример того насколько на самом деле НЕограничены возможности человека. Другие наши публикации об этом художнике - тому доказательство:
#репин #русская живопись #люди с овз #вдохновляющие истории #левши