Если сказать коротко, то рисовали великие художники великого поэта вместе. Картина "Прощание Пушкина с морем" ("Прощай, свободная стихия!") - результат коллективных усилий двух талантливейших живописцев.
«Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку» - именно так написал о своей совместной с Иваном Айвазовским работе Илья Репин. Если, по мнению, Ильм Ефимовича, море именно "написано", то фигурку он "намалевал". А фигурка-то не чья-нибудь, а самого Пушкина. И дело тут совершенно не в ложной скромности.
Ивану Айвазовскому посчастливилось лично познакомиться с Александром Сергеевичем Пушкиным. За несколько месяцев до трагической гибели поэт с супругой посещал выставку работ учащихся Императорской академии художеств. Айвазовский в числе других учеников прибежал в Античную галерею, чтобы увидеть Пушкина. Произошедшее в следующие минуты он описывал в одном из своих писем другу как значимое и запоминающееся событие юношества:
"Он (Пушкин - прим. ред.) под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.
Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и другая, «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я его хорошо рассмотрел и даже помню, в чем была прелестная Наталья Николаевна."
К сожалению, многие из ранних работ Айвазовского не сохранились. Поэтому увидеть те же картины молодого художника, которые так понравились Пушкину в далеком 1836 году, мы с вами не можем. Однако, есть возможность убедиться, что уже в то время работы Айвазовского были довольно впечатляющими.
Через короткое время Айвазовский еще раз повстречался с Пушкиным, в этот раз просто на улице. Поэт узнал молодого художника (Айвазовскому было 19 лет) и коротко побеседовал с ним. Более они не встречались, потому что буквально через несколько дней после этого эпизода состоялась дуэль, ставшая для Пушкина роковой.
После смерти поэта Айвазовский сдружился с его вдовой, Натальей Николаевной Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Они ездили друг к другу в гости, молодая жена художника Юлия была хорошей подругой вдовы поэта. Айвазовский обещал Наталье Николаевне непременно проиллюстрировать собрание сочинений Пушкина, которое она готовила к публикации, но так этого и не сделал.
Однако, образ Пушкина сопровождал Айвазовского долгие годы. Тем более, что многие современники находили в фигуре и манерах художника что-то напоминающее Александра Сергеевича. Поговаривали даже, что если Айвазовский напишет автопортрет, то его легко можно переделать в портрет Пушкина. Судите сами:
И вот, наконец, в 1877 году Айвазовский решился проиллюстрировать стихотворение Пушкина "К морю". Начинается оно такими строками:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
К этому моменту людей, помнивших Пушкина живым, оставалось совсем немного. Прошло более 30 лет после смерти вдовы поэта. Но Айвазовский настолько трепетно относился к образу Александра Сергеевича, что не решился сам изобразить его. Он обратился за помощью к Илье Репину, который согласился участвовать в этом совместном художественном проекте.
Сохранился набросок Репина к будущей картине:
Эта впечатляющая картина написала на большом холсте (228х257 см) и масштаб фигуры поэта соответствует реальному росту человека. Поэтому полотно производит мощное впечатление и выглядит очень реалистично. Кажется, что морские волны вот-вот выплеснутся за раму.
Айвазовский самостоятельно создал еще целую "пушкинскую серию", посвященную времени пребывания Пушкина в Крыму.:
- «Пушкин у Гурзуфских скал»,
- «Пушкин на берегу моря»,
- «А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе»,
- «А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца».
Однако, назвать эти работы портретами Пушкина в полном смысле слова нельзя. Всё же Айвазовский был, в первую очередь, мастером пейзажа.
И для Репина "Прощание с морем" не было единственной работой над образом Пушкина. В 1911 году ему доверили написать картину к 100-летию Царскосельского лицея. Главным героем композиции, конечно, стал юный Пушкин.
Так что можно с уверенностью сказать, что совместная работа Репина и Айвазовского - ещё один пример удачного творческого тандема двух талантливых людей.
Кстати, на нашем канале есть публикация и о других известных картинах, которые являются результатом коллективного творчества.
#пушкин #гончарова-пушкина-ланская #айвазовский #репин #день в истории #история в картинах