Найти в Дзене

Опричное войско

Царствование Ивана Васильевича (1530-1584) является одним из самых важных эпох в истории России, содержащих в себе ключевые моменты становления государства Российского. В этот период произошло расширение территорий, подконтрольных Москве, строительство городов, проведение важнейших реформ. Центральным событием в его правлении является Опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1752 г., В Московском государстве разгорелся и пылал по образному выражению современника происходивших событий князя Андрея Курбского, «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. Опричнина­–это попытка Ивана Грозного избавиться при помощи репрессий от непокорных ему бояр, а их имущество и земли конфисковать в пользу государства, усилить свою самодержавную власть. Царь Иван IVсправедливо предполагал, что усиление самодержавия возможно только лишь с помощью особого воинского отряда. Ими и стали опричники, призванные обеспечить безопасность царя и стать покорным инструментом для реализации его замыслов. Актуальность темы состоит в том, эпоха правления Ивана Грозного является одной из самых противоречивых в нашей истории. В настоящее время некоторые исследователи сравнивают опричное войско с современной Росгвардией, так как оно боролось с внутренней крамолой и сепаратистскими тенденциями, подавляло мятежи.

С чего все начиналось. В начале 1565 года царь отрекся от престола, переехал в Александровскую слободу. Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам, где бояре обвинялись в том, что они уклонялись от исправного несения государевой службы и защиты государства от Крымского ханства, Ливонии и Литвы. В адрес церковников делались упрёки в пособничестве боярам. Условием своего возвращения в Москву, он поставил оказание ему поддержки в беспощадном разгроме боярской оппозиции. Так была заведена опричнина.

В начале 1565 г. Иван Грозный возвращается из Александровской слободы. На следующий день приказал великий князь, выписать в Москву всех военных людей из областей Суздаля, Вязьмы и Можайска.

Когда они прибыли, сел он рядом со своим советом, Алексеем Басмановым, князем Афанасием Вяземским и Петром Зайцевым, и приказал каждому отдельному отряду воинов, число которых было 6.000, явиться к нему и спрашивал у каждого его род и происхождение. Четверо из каждой области должны были в присутствии самых знатных людей рассказать о происхождение рода этих людей, рода их жен, и указать также, с какими боярами или князьями они вели дружбу. [1]В свое опричное войско князь брал только тех, против кого у него не было подозрения, и кто не был знаком со знатными родами. Каждый из них должен был давать особую клятву, составленную следующим образом: “Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине, и не молчать о всем дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя или великого князя, его государства, молодых князей и царицы. Я клянусь также не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. На этом целую я крест”.[2]

Численность личной охраны царя – собственно опричников – первоначально составила тысячу человек.

К 1569 численность опричного войска составляло 4500-5000 человек.[3]

Царь лично установил для своей «братии» распорядок дня и опричное одеяние. Ходить царские слуги обязаны были мрачных черных одеждах: в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху. Черный цвет расценивался как торжественный, показывающий строгость, послушание, беспорочность, мудрость и образованность, что даже в условиях процветающей в Московии коррупции должно было продемонстрировать земским властям божественную чистоту замыслов, связанных с Опричниной, а также аскетизм и возвышенность установленного порядка.[4]

К тому же воин-опричник в конном строю должен был иметь два неотъемлемых отличительных атрибута — подвешенные собачью голову и метлу. Этими символами опричники давали понять, что «они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».[5] При этом собачьи головы могли быть в виде декоративного украшения, так и быть настоящими, отрубленными у больших собак. Вместе с черным цветом одежды и вороной мастью боевых коней опричники воспринимались людьми того времени как силы, тесно связанные с потусторонним миром. Сам же Иван Грозный, по всей видимости, пытался придать воинам-опричникам образ ангелов-мучителей из преисподней, задачей которых стало безжалостное наказание грешников — государственных изменников и отступников.[6]

-2

Однако, в 1572 г. опричное государственное устройство пало. Территории земщины и опричнины вновь составляли единое целое. В тоже же году царь запретил использовать слово «опричнина», а само опричное войско было распущено.

Таким образом, особенности быта и службы рядовых опричников дают нам более полное представление об этой эпохе и ее людях. Служба и полное подчинение лично царю в осуществлении его жестких целей безжалостными средствами, наложило свой отпечаток на многих воинов-опричников, способствуя проявлению далеко не лучших человеческих качеств, которые превращали людей в корыстных и жестоких слуг.

[1] Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе // Русский исторический журнал, Книга 8. 1922 стр. 35. [Электронный ресурс] https://drevlit.ru/texts/t/taube.php .

[2] Там же. Стр.36.

[3]Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М.: Мысль, 1964 с. 348.

[4] Введенский Г. Э. Пять веков русского военного мундира. СПб., 2005. С. 17.

[5] Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе // Русский исторический журнал, Книга 8. 1922 стр. 38.

[6] Курукин И.В., Булычев А. А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. М.: Молодая гвардия, 2010. стр. 93.