Найти в Дзене
soullaway soullaway

Исполнители, прославившиеся одним клипом.

Думаю, любой человек, берущий в руки какой-либо музыкальный инструмент, мечтает сочинить и представить публике песню, после которой он проснётся знаменитым. И кому-то это, безусловно, удаётся. Правда, универсального рецепта не существует. Многие к этому идут годами, постепенно оттачивая своё мастерство сочинителя. И каждый добивается своей цели по-своему. Кто-то пишет патетические гимны поколения, кто-то про личные трагедии, кто-то о романтиках-одиночках, противостоящих равнодушному миру. Продолжать можно бесконечно. Но в этом тексте я бы хотел выделить тех, кто пошёл, пожалуй, по пути наименьшего сопротивления. Самый простой способ привлечь внимание публики - представить её вниманию что-то юмористическое и провокационное. Это почти всегда срабатывает, но не всем удаётся закрепиться на взятой высоте и развить успех. На этом поприще это получилось, если брать исполнителей конца 1990-х и нулевых, разве что у Шнура, Найка Борзова, отчасти у «Ногу свело!», если считать провокацией песню про лысую девочку. Но я бы хотел вспомнить тех, кто за счёт стёба и провокации ненадолго сверкнул на небосклоне с одной песней в конце 1990-х и нулевых, после чего благополучно канул в лету. Итак, поехали!

Запрещенные барабанщики.

Сейчас сложно представить, что подобное попадёт в эфир музыкального канала, да и на видеохостингах за подобное можно нарваться на бан, но в далёком 1999-м, когда до движения БЛМ оставалось долгих двадцать лет, эфир российского MTVвзорвал клип ростовской группы «Запрещённые барабанщики» про негра, который не идёт играть в баскетбол и танцевать хип-хоп. Сами участники этого развеселого коллектива в музыке были отнюдь не новичками, проект берёт своё начало в ростовских группах «Пекин Роу Роу» и «Зазеркалье», весьма уважаемых в 1990-х среди любителей андеграунда, но практически неизвестных широкой аудитории. Собственно, задачей «Запрещённых барабанщиков» было устранить это досадное недоразумение. Как громогласно заявил один из участников группы, наша цель стать частью шоу-бизнеса и разрушить его изнутри. Отчасти цели и задачи были достигнуты, песня и клип выстрелили. Но далее последовавшие клипы прошли незамеченными, да и альбомы, которых, кстати, у группы восемь, раскупались не то чтобы активно. Уж больно специфической для российского уха была музыка группы. Попытка создать русскоязычный аналог Ману Чао не удалась и «Запрещённые барабанщики» остались группой для узкой эстетской аудитории, выступая в московских и питерских клубах. Группа официально не распадалась, но с 2008-го года новых альбомов не выпускала.

2ва самолета

-2

Этот питерский коллектив образовался ещё в 1990-м году и играл безумную смесь ска, фанка и рок-н-ролла. Тексты песен по заявлению группы, исполнялись на языке африканской народности суахили, хотя на самом деле представляли собой абракадабру вроде хару мамбурум «Ногу свело!». Понятное дело, что в отличие от начинавших примерно в то же время и схожих условиях земляков из «Сплин» и «Король и Шут», рассчитывать с подобным репертуаром на всенародную популярность было бы наивно. Думаю, они и не рассчитывали, но совершенно неожиданно в начале 2000-х попали в ротацию нашего MTV с клипом на песню «Подруга подкинула проблем», перейдя, как можно догадаться, в текстах песен на русский язык. Под лихую мелодию, сыгранную в своем коронном стиле, речитативом наговаривался текст в стиле популярной в начале 1990-х группы «Мальчишник». Вряд ли это было итогом целенаправленного и планомерного развития творчества, скорее разовый даже не эксперимент, а прикол, но клип выстрелил. Его регулярно крутили, и самих ребят пригласили на дневной эфир для общения. Но прорыва не произошло, клип через какое-то время благополучно забылся, как анекдот, рассказанный с десяток раз, и выпал из ротации. А больше группа ни чем проявить себя не смогла. Но, тем не менее, она до сих пор существует.

«Стрейч»

-3

А это какой-то курьёз. Информации в сети про этих ребят мало, известно только, что они из славного города Жлобин, что в братской Белоруссии. Свою даже не минуту, а десять с половиной секунд славы они получили опять же в эфире MTVс клипом на бодрый панк-боевик с актуальным названием «В туалете занято». Что примечательно, этот клип засветился в таких диаметрально противоположных программах, как «Шит-парад» и «12 злобных зрителей». Ещё занятнее то, что в обеих программах клип стал победителем. Сработал эффект протестного голосования, как несколькими годами позже на Евровидении в случае с группой Lordi.

Ребята сделали всё нарочито по-дурацки: и видеоряд в клипе, и музыка, построенная на заезженных всеми, кому не лень, риффах: от Offspring и Green Day до «Наива» и «Сектора Газа». Ну и текст, слепленный настолько коряво, что создаётся впечатление, что его писал 14-летний подросток, возомнивший себя панк-бунтарем. Но суммарный эффект был из серии «все настолько плохо и тупо, что даже хорошо». К тому же гитарное соло там неплохо сыграно, а это я люблю. Но, как бы там ни было, ни до появления клипа в ротации, ни после я ничего про эту группу больше не слышал. Удивительно, что они вообще попали на MTV.

Por Norap

-4

К концу нулевых эра музыкальных телеканалов закатилась и местом продвижения и раскрутки групп начал становится интернет. И одним из хитов российского сегмента интернета в то время стал клип «Аты-баты» группы Por Norap. Причём когда я его увидел в первый раз, не было данных, что это за группа, но песню знали не то чтобы все, но многие, кто уже успел поселиться в интернете. Надо сказать, что подход был вполне профессиональным: клип снимался в разных локациях и с участием массовки. Жёсткий рэп с текстом в жанре чёрного юмора звучал как минимум любопытно. Мне казалось, что у ребят большой потенциал, но в звезды они так и не выбились.

Позднее эту жанровую нишу заняли «2rbina 2rista». Справедливости ради, тексты у Турбины с точки зрения стихосложения поинтереснее. Они стараются меньше использовать банальные рифмы, типа «стройбат-наряд», как в треке Por Norap, зарифмовав свои мрачные вирши настолько изящно, что некоторые и Маяковскому было бы не зазорно использовать, живи он в наше время. Впрочем, и о Маяковском, и о Турбине я писал, а про героев этой части материала мне добавить нечего, ибо они скрылись с радаров.

Рэпер Сява

-5

И ещё один хит рунета конца нулевых, не упомянуть который невозможно - это клип «Бодрячком, пацанчики» пермского диджея, радиоведущего и продюсера Вячеслава Хахалкина, прославившегося под псевдонимом «рэпер Сява». История Сявы чем-то похожа на историю Шуры Каретного. В обоих случаях артист придумал виртуальный образ, не имеющий никакого отношения к его личности, от лица которого он выступает на сцене. Образ чёткого пацанчика с района, который решил посредством рэп-музыки донести до окружающих свои понятия о жизни, многим понравился. Люди, жившие на рабочих окраинах областных центров и хорошо знакомые с подобными персонажами, образ оценили. Вышло вполне реалистично. О Сяве сняли даже сюжет на одном из федеральных каналов. На волне успеха клипа «Бодрячком» было снято ещё несколько видео, живописующих жизнь гопников. А что? Кто-то из наших рэперов первой волны, то ли Шеff, то ли Легалайз спел, мол, рэп — это голос улиц. Но какие улицы представляли в конце 90-х мажоры в шмотках из элитных бутиков, непонятно. А вот Сява голос улиц очень даже представлял. Но, сколь ни была креативной идея стёба над субкультурой «здравых пацанов» (а это именно субкультура, как хиппи, панки или эмо, со своим лексиконом, философией и дресс-кодом, нравится вам это или нет), но она себя, быстро исчерпала. Вячеслав стал заложником своего образа, который развивать было некуда. Проект Сява выдохся, а ничего столь же резонансного Вячеслав придумать не смог. Хотя с другой стороны, а надо ли это ему сейчас?

Вот, собственно, все исполнители, которых принято называть «однодневками», которые мне вспомнились. Сейчас можно над ними иронизировать, но, если они заставили кого-то после просмотра своих где-то остроумных, где-то туповатых клипов на свои песни улыбнуться, значит, это было сделано не зря. Далеко не все артисты добиваются даже сиюминутного успеха, а нашим героям это удалось. Поэтому предлагаю просто поностальгировать по ушедшему десятилетию.

На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.