Иосиф Виссарионович Сталин был, и по сей день остается, одной из самых закрытых персон среди руководителей нашей страны. Не удивительно, что вокруг его имени кружится невероятное количество выдумок, непроверенных фактов, выдаваемых за истину в последней инстанции, и откровенной лжи.
История о его «гражданской жене и последней любви» Валентине Истоминой, активно тиражируемая, в том числе и авторитетными СМИ, из этой же серии.
Смеяться можно начинать уже после имени Валентина. Потому что женщину, работавшую на Ближней даче в Кунцево сестрой-хозяйкой, звали Варвара.
И чем дальше - тем веселее. Каких только перлов не прочитаешь о «юной курносой хохотушке», уроженке деревни Ульяновка Орловской губернии, появившейся на свет, не много ни мало, 7 ноября 1917 года.
То, что родилась «Валечка» двумя годами раньше, по информации из послужных списков подразделений охраны и обслуживающего персонала Сталина, видимо, не так важно. Главное, ровесница революции, какая красивая деталь!
Глава личной охраны Сталина, генерал Николай Власик, встречает Валю-Варю на одной из московских фабрик, и, положив на нее глаз, тут же забирает ее на дачу к вождю (подавальщицей-то всяко лучше работать, чем разнорабочей на «Красном богатыре»).
Только вот же незадача, поверить в такое трудно. Да и архивные документы говорят, что Варвара, проработав 5 лет на фабриках, в 36-м подалась на курсы подавальщиц пролетарского физкультурного общества «Динамо». Закончив, 10 лет работала в столовой. Правда, в непростой, а НКВДэшной. А уж как она попала на объект № 1 комендатуры № 1 Управления охраны № 1 МГБ СССР, и кто ей составил протекцию, история умалчивает.
Вряд ли загадочный объект №1 - первая персональная дача Сталина Зубалово-4. Ее чекисты взорвали еще в 1941 году. Если ориентироваться на рассекреченные в 90-х документы, это, скорее всего, знаменитый Бункер Сталина, который в 1942-м был построен в Куйбышеве на случай, если немцы возьмут Москву.
Однако, вернемся к Валентине-Варваре. В 1952 году ее перевели экономкой на «Ближнюю» дачу в Кунцево. За год до кончины вождя. И это факт. Спрашивается, а как же: «их тайная связь тянулась 18 лет. Она не просила у Сталина взамен своей любви ничего»? Прослезиться хочется, ей богу.
Остается добавить историю о домогательствах Власика (к избраннице Сталина, значит, приставал смельчак), избиении неверной гражданской супружницы, ссылке обоих в лагеря (правда Валечку вскоре вернули, так как заболевший Сталин отказывался принимать без нее таблетки)- и вот вам сюжет, покруче любого бразильского сериала.
Но есть совсем другие факты. В частности - «режим пустоты». Так образно называли на даче категорический запрет появляться на глаза Хозяину кому бы то ни было из обслуги, без предварительного вызова. Заметьте, Варвара уже не была подавальщицей. Подносить Сталину еду и, уж тем более, заваривать чай, который «он принимал только из ее рук», не входило в ее обязанности.
Да и это не столь важно, если вспомнить, что в 1952 году, когда Валя-Варя появилась на даче, Иосиф Виссарионович Сталин - безмерно уставший, глубоко больной человек, перенесший 2 тяжелейших инсульта. До романов ли ему было?
И самое анекдотичное в этой истории: подтверждение близких отношений с вождем, биографы Истоминой (оказывается, есть и такие) строят на том, как рыдала «Валентина», провожая Сталина в последний путь.
О чем еще можно говорить?