Найти тему
записки зубного детектива

Почему король Великобритании Карл III будет продолжать смотреть налево, и почему Эдуард VIII отрекся от престола

В далеком XVII веке британская монархия утвердила интересную традицию. Она не имеет силу закона, но с тех пор исключение из нее случилось только единожды.

На монетах почти всех империй всегда красовался гордый профиль императора, короля, президента или кого там еще заносило на вершину пирамиды. Так вот в Британии профиль каждого нового монарха на монетах был повернут в сторону, противоположную предыдущему.

Кто-то там решил, что это что-то там символизирует. К примеру, смену правления, изменение парадигмы, перемены в жизни трудящихся или пес знает что еще.

Единственным исключением был король Эдуард VIII, который настоял на том, чтобы смотреть на монетах влево, как и его предшественник Георг V (из-за расположения пробора Эдуард категорически не любил свои изображения справа). Ну, настоял и настоял. На то он и король, чтобы его капризы исполнялись. Но брать Эдуарда за пример я бы не стал. Это был не очень стандартный для короны человек.

Во-первых, правил он всего-навсего 325 дней (и года не протянул), а во-вторых, стал первым английским монархом, который официально отрекся от своего трона. А знаете, почему он отрекся? Девочки, сходите и достаньте свои надушенные платочки, потом продолжим. Сейчас мы все дружно будем рыдать от умиления! Все из-за любви!

В 1930 году тогда еще принц Эдуард подружился с американкой Уоллис Симпсон (Уорфолд). Та была замужем уже второй раз. Разведясь с лейтенантом военно-морских сил в 1927 году, уже в 1928 году она повторно вышла замуж за Эрнеста Симпсона. Симпсоны были в приватном кругу друзей принца и часто с ним встречались. Дело кончилось тем, что в 1934 году Эдуард был глубоко и бесповоротно влюблен в миссис Симпсон, а та не смогла противиться чарам наследника британской монархии и ответила ему взаимностью.

На всех приемах, балах и даже (о, ужас!) в здании Королевской оперы госпожа Симпсон имела привычку опираться на руку престолонаследника и не отходила от него ни на шаг. При этом продолжая жить со своим вторым мужем… Весьма пикантная ситуация даже не для члена королевской семьи, согласитесь. Только 27 октября 1936 года Симпсоны официально развелись.

Вся эта история, само собой, не могла понравиться членам королевской семьи. Принц уже был готов обсудить с папой свою любовную историю, но не успел. Георг V подложил ему большую свинью, умерев 20 января 1936 года, и сделав Эдуарда следующим королем автоматически.

Никто не успел подготовиться к тому, что супруга короля до него успела уже побывать замужем дважды. С точки зрения английской монархии это было абсолютно неприемлемо, а англиканская церковь, осуждая саму идею разводов в принципе, напоминала Георгу о его «духовной ответственности» перед нацией.

Почти год продолжались переговоры семьи и Эдуарда VIII, но тот уперся обеими рогами и, будучи поставлен перед выбором — корона или любовь — выбрал последнее. «Я нахожу невозможным нести нелегкое бремя ответственности и исполнять обязанности монарха без помощи и поддержки любимой мной женщины», — заявил король и снял корону.

Уоллис и Эдуард, 1940 год
Уоллис и Эдуард, 1940 год

Так как, опять же по традиции, монеты с ликом нового короля выпускались через год после коронования (а король правил всего 11 месяцев), их успели разработать, но не успели выпустить в оборот. Свыше двухсот штемпелей для монет и медалей остались неиспользованными, и деньги так и не появились ни в каком виде, кроме пробников. Поэтому все эти предметы хранятся с тех пор в Нумизматической коллекции Монетного двора и являются редчайшими и ценнейшими раритетами.

После инцидента с Эдуардом все вернулось на круги своя, и традиция смены направления лица на монетах опять свято соблюдалась.

-3

Почившая ныне Елизавета II обзавелась собственным ликом на монетах традиционно ровно через год после восшествия на престол — в 1953 году. Ее лик на различных монетах печатался в пяти разных вариантах, и на всех королева смотрела вправо.

-4

Есть, конечно, слабая вероятность того, что новый король Карл III вдруг начнет ерепениться и требовать, чтобы его портрет смотрел в ту же сторону, что и его августейшая мать. Но, скорее всего, традиция не изменится. Как смотрел принц Чарльз в молодости налево (да простит меня принцесса Диана за это напоминание), так и в старости на монетах будет глядеть в ту же сторону.

Какая все же интересная это штука — жизнь!